О партии
Идеология
Лица
Деятельность
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Федот Тумусов, Олег Шеин и Олег Николаев о лечении орфанных заболеваний

13 июня 2018

13 июня Государственная Дума отклонила в первом чтении законодательную инициативу "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" – проект федерального закона № 283027-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в части лечения редких (орфанных) заболеваний). С докладом по данному законопроекту выступил первый заместитель председателя Комитета по охране здоровья Федот Тумусов. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступили одни из авторов законопроекта Олег Шеин и Олег Николаев.

Доклад Федота Тумусова:

– Уважаемый Иван Иванович (Мельников, Первый Заместитель Председателя ГД – Прим. ред.), уважаемые депутаты Государственной Думы!

Каждый из нас чуть ли не в ежедневном режиме получает письма, обращения граждан Российской Федерации по проблемам лекарственного обеспечения и, особенно, по проблемам лекарственного обеспечения больных так называемыми редкими (орфанными) заболеваниями.

Суть проблемы заключается в том, что вопросы финансирования лекарственного обеспечения находятся в совместном ведении Федерации и субъектов. И так называемые "Семь нозологий" финансируются из федерального бюджета, всё остальное, подавляющее большинство, оно должно финансироваться из региональных бюджетов. А мы с вами знаем, какое состояние у наших региональных бюджетов – одни проблемы. Я приведу только несколько цифр для того, чтобы показать, каково сегодня их состояние.

Во-первых, в Федеральный регистр лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями внесено более 16 тыс. пациентов, из них более половины – это дети, ежегодный прирост составляет 11-13%. Средние расходы на финансирование закупок необходимых лекарственных препаратов на одного пациента в 2015 году составили 874 тыс. руб., а в 2017 году по некоторым заболеваниям они доходят до 1,8 млн руб.

Совокупный дефицит региональных бюджетов на лекарственное обеспечение больных редкими (орфанными) заболеваниями в 2016 году находится в диапазоне от пяти до семи млрд руб., и доля затрат бюджетов на лекарственное обеспечение больных с редкими (орфанными) заболеваниями достигает 25, а в некоторых регионах до половины объемов региональных бюджетов, направляемых на лекарственное обеспечение. На решение данной проблемы направлен предлагаемый на ваше рассмотрение законопроект.

Проблема лекарственного обеспечения различных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами на сегодняшний день является одной из наиболее актуальных и болезненных. В новостях, в прессе, да и от простых граждан мы часто слышим жалобы на недостаточную обеспеченность лекарствами. Особенно в случае тех заболеваний, лечение которых дорого и недоступно, с финансовой точки зрения, гражданам нашей страны. В соответствии с Конституцией Российской Федерации координация этих вопросов находится в совместном ведении, я уже говорил об этом.

В целях эффективного осуществления совместных полномочий законодательством Российской Федерации применяется принцип разграничения предметов совместного ведения. Вносимый федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в части лечения редких (орфанных) заболеваний) впервые на законодательном уровне определяет понятие "редкие (орфанные) заболевания", то есть заболевания, имеющие распространённость не более 10 случаев на 10 тыс. населения, и предусматривает специальные правила оказания медицинской помощи гражданам, ими страдающим.

При этом законопроектом предусматривается разграничение полномочий по лекарственному обеспечению лиц, страдающих такими заболеваниями, между Российской Федерацией и её субъектами, а также включение возможности пополнения Правительством Российской Федерации перечня таких заболеваний. Кроме того, хочу подчеркнуть, что препараты для лечения редких заболеваний являются, как я уже ранее отмечал, высокозатратными, и не все субъекты Российской Федерации в состоянии обеспечить такими лекарствами больных.

Наконец, в рамках решения проблемы неравенства лекарственного обеспечения граждан, страдающих высокозатратными редкими заболеваниями, часто затраты в нозологии переносятся из перечня "24" в федеральную программу "Семь высокозатратных нозологий". Законопроектом предлагается перенести семь наименований заболеваний в федеральную программу "Семь высокозатратных нозологий". Таким образом, проект федерального закона ведёт к улучшению лекарственного обеспечения и оказания помощи тем гражданам нашей страны, которые страдают от редких заболеваний и которые в случае их проживания в субъектах Российской Федерации с низкой финансовой обеспеченностью не могут получить достаточное количество лекарственного препарата. Не будем забывать, что нам дорога жизнь каждого россиянина – больного или здорового. И не может быть никакого исключения из обязательства защищать и охранять человеческую жизнь.

Прошу поддержать.

Олег Шеин:

- Для региональных органов исполнительной власти, региональных заксобраний есть две важнейшие нерешенные темы.

Одна из них – это обеспечение жильем детей-сирот.

И вторая, безусловно, история, связанная с финансированием орфанных заболеваний.

Те депутаты, которые до этого сами работали в заксобраниях, либо представляют здесь территории, эти вещи прекрасно знают.

Данный законопроект, внесенный фракцией "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", ставит целью как раз юридическое, концептуальное и правовое снятие проблемы, связанной с финансированием по орфанным, то есть по редким заболеваниям.

Насколько данная проблема важна? Вдумайтесь только по цифрам: людей, имеющих такие заболевания, по стране порядка 15 тыс. человек, то есть один из 10 тыс., 0,01%, но при этом в среднем регионы тратят 22% всех своих фондов, направляемых на лекарственное обеспечение, именно на лиц, имеющих орфанные заболевания, то есть 0,01% от общего количества людей и 22% от общих объемов финансирования, причем мы говорим, естественно, о средних параметрах, потому что регион от региона отличается, и по отдельным территориям это доходит до отметки – 50%.

В результате – территории не могут это профинансировать, и есть известные темы дефицита, который бьет по этим людям, фактически ставит их жизнь под угрозу, под риск.

И второе. Регионы экономят на приобретении лекарственных препаратов для всех остальных людей, которые имеют на это право. Отсюда и возникают ситуации, когда человек, относящийся к категории ветеранов труда, приходит к врачу, а тот начинает всячески уклоняться от того, чтобы выписать человеку по рецепту лекарство, которое человек ожидает получить, это одна из причин.

Законопроект фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" достаточно простой – перенести по данной категории людей обязательства с региональных бюджетов на федеральный, как и было до 2012 года.

Есть три контраргумента от профильного Комитета, давайте их посмотрим.

Первый аргумент о том, что в данном случае не та дата поставлена – с 1 января 2018 года. Но мы хорошо понимаем, что дата, с которой инициаторы закона предлагали его включить в действие, полностью привязана к тому, когда законопроект вносился, и не вина разработчиков закона в том, что Комитет долго вносил этот законопроект сюда, на пленарное заседание. Я и Комитет особенно винить не собираюсь. Но это уж, по крайней мере, аргумент из области достаточно придуманных, достаточно искусственных, понятно, что это не тема концепции, и дату можно спокойно изменить на 1 января 2019 года, когда, соответственно, будет уже и рассматриваться проект федерального бюджета на 2019 год.

Второе – большой разброс по цифрам: то ли 12 млрд, то ли 22.

Но вы же сами говорите, в Правительстве грамотные люди, специально обученные, посчитали, и у них получилось восемь млрд руб. Мы будем только рады, если эта цифра соответствует действительности, поскольку чем меньше параметр ожидаемых затрат, тем, естественно, любой законопроект проще проходит через процедуру его принятия. Поэтому если мы считаем, что это 12, 15, 22 млрд, вы считаете, восемь, мы с большой радостью, безусловно, готовы с цифрой Комитета и Правительства согласиться, мы не будем спорить с этим никоим образом.

Далее. Что касается аргумента, связанного с тем, что уже есть некий проект постановления, по которому регионы получат соответствующие субсидии. Это прекрасно, это замечательно, это, кстати, ответ на вопрос: есть ли деньги в федеральном бюджете? Они есть. Эти деньги можно получить, либо учитывая достаточно большие объёмы, которые страна получает от нефтедолларов, порядка трех трлн руб. до конца текущего года, как мы знаем, благодаря Алексею Кудрину и последнему заседанию российского парламента. Плюс огромные десятитриллионные налоговые льготы для российского крупного бизнеса. Поэтому и средства есть.

Возвращаясь обратно к теме сегодняшних бюджетов субъектов Российской Федерации. В 2016 году регионы выделили 14,5 млрд руб., дефицит при этом оценивался порядка 30%. В 2017 году регионы выделили 15,2 трлн руб., а дефицит уже отметился в 38, почему? Потому что больше выявляется этих случаев. То ли лучше стала работать сама модель диагностики, то ли люди стали как-то активнее обращаться, неважно. Но действительно количество людей с выявленными орфанными заболеваниями растёт достаточно динамично, и оно за последние пять лет удвоилось. Поэтому нельзя здесь просто предлагать регионам рассматривать параметры, скажем, 2015 года с применением некоего индекса-дефлятора. Очевидно, что этих денег не хватает, и ситуация всё глубже и глубже заваливается.

Поэтому, строго говоря, никаких аргументов, чтобы концепцию данного законопроекта отклонить, не существует. Мы в этом зале, судя по всему, через месяц услышим другой доклад на другую тему, где нам скажут: предлагается поднять пенсионный возраст, но сейчас в этом зале только концепция обсуждается: повышать – не повышать. А кому повышать, как, какие темпы – это мы услышим в этом зале в конце июля месяца, судя по всему, будет предмет уже второго чтения. Так вот точно так же и здесь, только в обратном совершенно направлении: предмет первого чтения – это перенос тяжести финансирования по орфанным заболеваниям с субъектов на федеральный бюджет. Вам спасибо большое, Комитету, подсказали, что это стоит не так дорого, как посчитали мы, не 22 млрд, не 12, а 8. Я хотел отдельно выразить слова благодарности коллегам из Комитета, которые дали дополнительный аргумент в пользу принятия закона, он не столь затратен, как изначально предполагалось. И мы предлагаем эти вещи узаконить, чтобы они регулировалось не через правительственное постановление, а через закон Российской Федерации. Спасибо.

Олег Николаев:

- Уважаемые коллеги!

Я хочу, прежде всего, начать с того, что между внесением законопроекта и сегодняшним рассмотрением у нас еще здесь, в этом зале проходил отчет Правительства. И на вопрос одного из наших коллег Дмитрий Анатольевич Медведев ответил следующими словами: "И последнее по орфанным препаратам. Наверное, нам нужно будет, я имею в виду нам в широком смысле: нынешнее Правительство и будущее Правительство, посмотреть на эту тему под несколько иным углом. Может быть, есть смысл обсудить все-таки вопрос о передаче финансирования лечения орфанных заболеваний и покупки соответствующих дорогостоящих препаратов на федеральный уровень".

Ровно об этом законопроект. Причем концепцию законопроекта также можно легко переформатировать на то, чтобы все 100% орфанных заболеваний лечились и все лекарства закупались с федерального уровня.

О преимуществах уже очень много говорили, и поэтому повторяться не буду. Единственное, почему в законопроекте предложено именно шесть нозологий? Там просто сказано – о дорогостоящих, я приведу несколько цифр.

Здесь, когда мы, авторы, над законопроектом работали и когда изучили ситуации, то поняли тут как раз тот закон Парето, о котором очень часто говорил коллега Гартунг с этой трибуны, эти шесть нозологий забирают в среднем 80% бюджетов регионов на эти направления. То есть получается, передав эти шесть дорогостоящих нозологий на федеральный уровень, с одной стороны, мы обеспечиваем людей необходимой помощью, с другой стороны, у регионов появляется возможность оказать необходимые медицинские услуги всем остальным, тем более это лежит в контексте сегодняшней ситуации оказания услуг этим больным. То есть уже на сегодняшний день распределены семь нозологий и, соответственно, перечень из 24-х. В принципе, идет перенос границы, и тем самым обеспечивается оказание услуг максимальному количеству пациентов.

Кроме того, хочу, коллеги, ваше внимание обратить, цифры были приведены: 16 тысяч человек, если смотреть на количество больных, растет доля детей среди больных. То есть если в 2013 году было 46% детей среди больных этими заболеваниями, то в 2017 году такая доля составляет более 50%. Поэтому своевременная помощь, конечно же, дает этим детям возможность стать полноценными гражданами Российской Федерации.

А сегодняшняя практика, когда люди доказывают возможность реализации своих конституционных прав только через суд, конечно же, ставит очень большие риски перед ними.

Спасибо. Прошу поддержать законопроект.

Центральный Аппарат партии
Телефон: (495) 787-85-15
Факс: (495) 959-35-86
Пресс-служба
партии
Раб. тел.: +7 (495) 783-98-03
Моб. тел.: +7 (916) 249-49-47
(только для СМИ)
Общественная приемная
фракции "СР" в Госдуме
Конт. тел: (495) 629-61-01
Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2018