О партии
Идеология
Лица
Деятельность
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Валерий Гартунг и Олег Шеин о выборах депутатов Госдумы

10 мая 2018

10 мая Государственная Дума рассмотрела и приняла в первом чтении проект федерального закона № 434638-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в части обеспечения единообразия норм законодательства о выборах, определяющих порядок голосования по месту нахождения избирателя, а также закрепления гарантий, направленных на обеспечение принципов гласности и открытости в деятельности избирательных комиссий). От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" по данному законопроекту выступили Валерий Гартунг и Олег Шеин.

Валерий Гартунг:

– Уважаемый Иван Иванович (Мельников, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.)! Уважаемые коллеги!

Я взял текст действующего закона и законопроект, текст прямо постатейно. Что же меняется? Как говорится, дьявол в деталях кроется. Поэтому его не так легко выделить оттуда. Но я в этих деталях постарался разобраться. В чем же детали?

Сразу скажу, что в нашей фракции есть разные позиции. Большинство хорошо оценивает введение мобильной избирательной системы, которая была опробована на президентских выборах и дала положительный результат. Это мы признаем. Но, к сожалению, обкатка этой системы на выборах Президента показала, что она может использоваться и в негативном плане. Распространение этой системы на одномандатные округа чревато очень серьезными последствиями по искажению результатов выборов.

Например, мы говорим сейчас – что же мы меняем? Да, вы правильно сказали, что будет включен в список и избиратель в одномандатном округе, он должен за три месяца быть там зарегистрирован. Но сейчас действующая процедура включения его в список избирателей, там через запятую написано, что он должен подать заявление в соответствии со статьей 17 пункт 1 и так далее. Там текст написан. И что там написано сейчас? Он не менее чем за 21 день должен подать заявление в территориальную избирательную комиссию. Но если взять одномандатные округа, например, Коркинский избирательный округ, у нас территориальных комиссий там девять. А что теперь меняется? Вы этот порядок убираете и вводите новый порядок, по которому можно подать заявление прямо накануне выборов и в участковую избирательную комиссию.

Понятно, что при желании, конечно, можно проконтролировать и подачу заявлений в участковых избирательных комиссиях и не допустить многократного голосования. Но практика показывает, что сделать это невозможно, тем более, что даже члены избирательной комиссии не могут, не имеют возможности это проверить, а уж наблюдатели тем более, потому что они к спискам избирателей вообще доступа не имеют.

Поэтому получается, что вы этим законом упрощаете возможности для "карусельщиков", которые используют эти технологии, когда один и тот же человек в пределах одного избирательного округа многократно голосует, переезжая из одного района в другой, причем из Советского в Ленинский в городе Челябинске, потом из Ленинского может приехать в Коркинский район и так далее, по 10-15 раз проголосовать.

Камеры видеонаблюдения, о которых было сказано, зафиксировали его многократное голосование. Мы собрали эти данные, нашли таких людей, несколько десятков, которые от пяти до 15 раз голосовали на разных избирательных участках. Это всё фиксировалось. Вы думаете, кто-то стал эти данные проверять? Конечно же, нет.

Когда мы попросили областную избирательную комиссию предоставить копии записей, вы думаете, нам их кто-то предоставил? Ничего подобного. Под любыми предлогами уничтожили копии записей. Всё, ничего нет. Никто не стал разбираться. Это при том, что были зафиксированы случаи массового, многократного голосования тех лиц, были поданы заявления в правоохранительные органы и в суд. Вы думаете, кто-то начал разбираться? Никто не стал разбираться. А вы сейчас эту процедуру еще хотите упростить.

Следующая новелла – это голосование лиц без определенного места жительства. Вы ее тоже упрощаете. Сейчас эта процедура действует, хоть она и более сложная, но она не меняет ситуацию. Мало того, мы провели анализ. Ведь специальных участков немного, на которых могут голосовать лица без определенного места жительства, без регистрации. Посмотрели, сравнили результаты. В одной и той же школе, школа № 6 города Копейска, которую я закончил, на одном участке могли бомжи голосовать, на другом нет. Как вы думаете, как отличаются результаты? Правильно, диаметрально противоположно.

Поэтому хочу сказать, что мы, конечно, понимаем, что нужно больше гражданам давать возможностей. Если гражданин хочет проголосовать на выборах, ему эту возможность надо дать, но не многократно, потому что, как практика показала, одни избиратели хотят один раз свой гражданский долг выполнить, а некоторым выгодно это делать многократно, ещё и потом хвастаются, что они очень хорошо на этом заработали. А правоохранительная система наша, к сожалению, не собирается в это вмешиваться.

Поэтому, я считаю, что распространять систему, которая имеет и положительные, и отрицательные последствия, на уровень округов нельзя – это преждевременно, пока мы не разобрались с нарушениями в предыдущих зафиксированных случаях на выборах депутатов Государственной Думы.

Пример.

Вы предлагаете – пункт три вашего закона. В статье 17 предлагаете часть 4 изложить в следующей редакции: в список избирателей включаете гражданина Российской Федерации, было – постоянно проживающего за пределами Российской Федерации. То есть слово "постоянно" просто убирается и остаётся "проживающего за пределами Российской Федерации".

Таких моментов по тексту очень много, которые вызывают сомнения – а для чего это убирать? Одно слово вы убираете, оно уже меняет смысл. То есть постоянно проживающий и просто проживающий. Два разных статуса.

Я думаю, что это уже процедура второго чтения. Я готов все свои замечания дать в Комитете, вы посмотрите, и если сочтёте, что мои предложения заслуживают внимания, я думаю, что во втором чтении можно было бы отработать их и уменьшить риски.

В целом хочу сказать, что в нашей фракции есть разные позиции. Но, я думаю, коллеги ещё будут высказываться. Лично я этот закон поддерживать не буду.

Спасибо.

Олег Шеин:

– Этот законопроект существенно расширяет зону махинаций при проведении выборов в Российской Федерации, причём выборов депутатского корпуса, который является связующим прямым звеном между избирателями и всеми структурами власти в нашей стране.

Почему я так говорю? Я задавал вопрос коллеге Савастьяновой (депутат фракции "Единая Россия"Прим ред.) о том, как избегать круизного голосования. Понятно, что человек зарегистрирован на участке номер 100, и он говорит: а я на сотом не буду голосовать, вычеркните меня из списков избирателей участка номер 100. Идёт голосовать на 101-й, где ему выдают бюллетень, после чего он говорит "спасибо", идёт голосовать на 102, 103, 104-й и последующие, пока не закончится световое время. Я спрашиваю, каким образом избежать такого круизного множественного голосования, и никаких ответов мы на это не услышали, кроме того, что будет некая инструкция Центризбиркома, в которой, понятно, эти вещи не прописаны и внятно объяснить, что в ней может быть прописано, совершенно невозможно. Рассказывают о том, что будет электронная система видеорегистрации. Ну и что даст эта видеорегистрация? У нас, что, есть система распознавания лиц? Эта система работает как-то слаженно? Можно зайти в эту систему и сказать, а вот вы уже голосовали здесь на предыдущем избирательном участке, уходите отсюда вон? Нет, такая модель не работает, поэтому данный законопроект, безусловно, легализует круизные множественные голосования в Российской Федерации, формирует пространство для махинаций и фальсификаций избирательного процесса и подрывает само доверие к выборам.

Следующий момент. Каким образом, вообще, все эти вещи могли бы решаться? Наверное, только так, как они решаются за рубежом. Во-первых, голосовать с помощью электронной системы. В странах, где раньше были диктатуры, уходили от фальсификаций как раз через электронные системы подсчёта голосов.

Второе. Отметки в паспортах, о чём говорила и Москалькова (Уполномоченный по правам человека в РФ – Прим. ред.), о чём была большая дискуссия тоже, и тогда всё понятно. Как в Абхазии, человек пришёл голосовать, а у него либо несмываемая краска на пальцах и ему говорят – товарищ, ты уже проголосовал, либо у него отметка в паспорте и тогда не будет круизного голосования. А тот законопроект, который сегодня вносится, это, безусловно, закон по поводу кочующих группировок в рамках округа, но которые не проголосуют на своих личных избирательных участках, однако обретут возможность перебегать с одного избирательного участка на другой и тем самым фальсифицировать выборы. Это закон не о расширении прав избирателей, а о снижении, потому что права избирателей предполагают очень простую модель: один человек – один голос, и в этом основа любой демократии и любого честного подсчёта голосов.

Центральный Аппарат партии
Телефон: (495) 787-85-15
Факс: (495) 959-35-86
Пресс-служба
партии
Раб. тел.: +7 (495) 783-98-03
Моб. тел.: +7 (916) 249-49-47
(только для СМИ)
Общественная приемная
фракции "СР" в Госдуме
Конт. тел: (495) 629-61-01
Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2019