О партии
Идеология
Лица
Деятельность
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Сергей Миронов: экономический рост невозможен без вложений в человеческий капитал

18 июля 2017

18 июля Председатель Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, руководитель фракции "СР" в Госдуме Сергей Миронов выступил с докладом на парламентских слушаниях по основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018-2020 годы:

– Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель Госдумы – Прим. ред.), уважаемые коллеги!

Прежде всего, хочу отметить, что наконец-то мы видим цельный документ, который объединил налоговую, бюджетную и таможенно-тарифную политику. Об этом неоднократно говорили все без исключения представители парламентских фракций в Государственной Думе. Думаю, не ошибусь, если скажу, что теперь дело за Центральным банком, который должен наполнить этот документ конкретными рычагами денежно-кредитной политики. Банк, с нашей точки зрения, обязательно должен заниматься развитием экономики и страны в целом, а не только регулированием курса рубля и таргетированием инфляции.

На наш взгляд, главная причина бюджетных проблем – низкое качество управления бюджетным процессом. Жизнь меняется, возникают новые вызовы и риски, а бюджет верстается по-старому. Сама идеология бюджетной политики остается прежней: практически это просто экстраполяция имеющихся трендов на фоне традиционного пессимистического прогноза по финансовому обеспечению и финансовой внешней конъюнктуре. Ну, понятно, так отчитываться удобнее.

Несмотря на все заверения Правительства, бюджет остается по-прежнему привязанным к цене на нефть. Корреляция доходов консолидированного бюджета с ценой на нефть, по экспертным оценкам, составляет 99%. Получается, что главная забота разработчиков бюджета – краткосрочная стабильность, и чтобы бухгалтерия сошлась. С бухгалтерией все в порядке. Слабый рубль позволяет свести концы с концами. Но краткосрочная стабильность в ущерб стратегическим задачам – это бесчисленные проблемы в будущем. Согласно обсуждаемому документу, к бюджетной консолидации подталкивает снижение суверенных запасов. Этим обосновывается сохранение бюджетного правила, дающего возможность накапливать нефтегазовые доходы выше уровня цены отсечения. Но если учитывать, что цена отсечения – 40$, а долгосрочный прогноз цены на нефть – 40-45$, то на ближайшие три года это гарантирует, что пополнение Резервного фонда будет происходить крайне медленно.

Это легло в обоснование объединения Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Наша фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" была против этого решения, поскольку оно может снизить возможности решать социальные проблемы и производственные риски. Могут пострадать социальные и инфраструктурные проекты. Остается надеяться, что принципы расходования объединенного фонда будут в первую очередь нацелены на исполнение социальных обязательств нашего государства, собственно, для этого Фонд национального благосостояния и создавался, а уже затем – на покрытие дефицита федерального бюджета.

Бюджетные правила на ближайшие три года носят ярко выраженный секвестровый характер: государственные расходы сокращаются. Так между строк и слышится: "давайте затянем пояса", "давайте жить по средствам", "надо потерпеть", "надо накапливать подушку безопасности" и так далее. Эти правила хороши для домохозяйств, но не для страны с гигантским экономическим и человеческим потенциалом. Экономический рост невозможен без вложений в человеческий капитал, а значит, в медицину, образование, науку и инфраструктуру. Однако эти приоритеты по-прежнему не видны. И люди это чувствуют на собственном опыте! Последние данные социологии говорят, что людей больше всего страшат рост цен, проблемы со здоровьем, сокращение зарплат, возможность потери работы. И так будет продолжаться до тех пор, пока образование и здоровье населения будут считаться статьей расходов, которые надо оптимизировать, а не самыми выгодными в современной экономике инвестициями. Если не вкладывать в людей, то откуда взять ту жизненную энергетику роста, в которой так нуждается наша экономика?!

Теперь об обеспечении стабильности и предсказуемости налоговой политики. Декларируется, что эта политика направлена, прежде всего, на повышение собираемости налогов. Однако в цифрах мы видим обратное – снижение собираемости идёт практически по всем налогам, администрируемым ФНС. Правительство прогнозирует и закладывает в свои планы нулевой или сдержанный рост зарплат. К сожалению, эти прогнозы, увы, сбываются. Но тогда в качестве компенсации надо предложить гражданам пониженную ставку НДФЛ для низких доходов и повышенную для высоких. Потому что мы видим, что доходы у тех, кто мало получает, падают, а количество миллиардеров, как Геннадий Андреевич (Зюганов – Прим. ред.) справедливо говорил, растёт. Давно пора отменить фактически регрессивную шкалу НДФЛ.

Теперь несколько слов о межбюджетных отношениях. В обсуждаемых документах нет никаких серьёзных изменений в межбюджетном процессе, что не может быть политически оправданным. Самые продвинутые регионы не имеют никаких надежных стимулов для наращивания оборотов, а слабые регионы, как и прежде, могут надеяться только на помощь федерального центра. Отсюда несколько наших предложений. Первое. Разделить политику межбюджетных отношений применительно к регионам-донорам и регионам-реципиентам, и использовать различные правила.

Второе. Необходима плавная адаптация региональных бюджетов к выпадающим доходам. В первый год они должны быть компенсированы из федерального бюджета в полном объеме, в последующие годы – с ежегодным уменьшением на 20-25%.

Третье. Мы предлагаем дать регионам возможность не учитывать в объеме государственного долга бюджетные кредиты. Это послабление позволит им расширить инвестиции в точки роста своей экономики.

Четвертое. Нельзя отбирать часть доходных источников у регионов, а затем ужесточать им нормативы по госдолгу, по дефициту, по софинансированию расходных обязательств. Например, у всех регионов изъяли 1% от ставки по налогу на прибыль, а компенсировали это изъятие только некоторым. Акцизы на бензин и дизельное топливо также были перераспределены в пользу федерального бюджета. Регионы должны четко знать, на что могут рассчитывать и какие источники доходов не будут у них изъяты ни при каких обстоятельствах.

Подвожу итог. Самое главное. Новая конструкция бюджетных правил в обсуждаемом документе создает только видимость экономической устойчивости. Бюджет верстается на основе неблагоприятных прогнозов и системы ограничений. А должно быть все наоборот: бюджетная политика Правительства обязана устранять или хотя бы сглаживать негативные последствия неблагоприятной экономической конъюнктуры. Нужна новая идеология роста, основанная на общенациональных мегапроектах. Таким может быть, к примеру, масштабное строительство социального жилья. Если у нас начнёт развиваться строительство, то ещё 11 отраслей дадут приток инвестиций, рост валового продукта и числа новых рабочих мест. Самое главное – люди этого ждут от нас, ждут конкретных решений, улучшения экономики, а самое главное – их социального самочувствия.

Спасибо за внимание.

Центральный Аппарат партии
Телефон: (495) 787-85-15
Факс: (495) 959-35-86
Пресс-служба
партии
Раб. тел.: +7 (495) 783-98-03
Моб. тел.: +7 (916) 249-49-47
(только для СМИ)
Общественная приемная
фракции "СР" в Госдуме
Конт. тел: (495) 629-61-01
Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2019