О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена 21 июня 2023 года)
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Николай Левичев: Политическая модернизация – веление времени

18 ноября 2011

 см. также ↓

На вопросы "Парламентской газеты" о политической системе и ее модернизации ответил Председатель Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Николай Левичев.

– Почему Вы говорите о политической модернизации? Что Вас не устраивает в современной политической системе России?

– Считаю, что сложившаяся политическая система на сегодняшний день не отвечает потребностям нашего общества. Неконкурентная декоративная демократия с доминирующей партией слишком инерционна, чтобы вовремя и эффективно реагировать на современные вызовы времени. Кроме того, она ограничивает возможности граждан участвовать в политическом процессе на всех уровнях. Игнорирование демократических процедур, попытки устранить альтернативные мнения и взгляды, вытеснить оппозицию из нормального законодательного процесса, выхолащивают суть политической деятельности, что не может не сказаться на всем обществе. Сегодня, к сожалению, в глазах наших сограждан снижается ценность и института выборов, и парламентаризма, и многопартийности, а в конечно итоге снижается и легитимность власти в целом. Наши сограждане по-прежнему не доверяют своему государству. У многих людей появилось ощущение, что мы возвращаемся назад, в застой и фальшь, в эпоху "руководящей и направляющей".

– Может быть, рановато нам говорить о демократии по европейскому образцу? И надо сначала ускорить темпы роста экономики?

– Это ошибочное и вредное суждение, которое, к сожалению, взяли на вооружение многие представители "Единой России". Оно выгодно тем, кто заинтересован в том, чтобы круг лиц, принимающих прежде всего экономические решения, был узким и своим. Именно поэтому мы видим такое сращивание власти и бизнеса. Ни для кого не секрет, как быстро жены, дети и родственники губернаторов вдруг становятся крупными предпринимателями или держателями акций государственных кампаний в регионах. Естественно, им не хочется никакого контроля со стороны общества. Во-вторых, ссылки на то, что наш народ якобы не готов к демократии, просто безнравственны. Российские граждане имеют тысячелетнюю традицию социальной самоорганизации, а в существовании гражданского общества сегодня можно убедиться, выглянув в окно. Я убежден, что для каждой модернизационной задачи должен формироваться свой собственный механизм социальной самоорганизации граждан, исходя из конкретных условий и задач: от партисипативного бюджета до проведения местных референдумов. В-третьих, история не раз демонстрировала, что экономические реформы не обязательное ведут к процветанию и прогрессу, а напротив, часто сопровождаются насилием и снижением качества жизни. Поэтому рассчитывать на результаты в экономической сфере мы можем только в том случае, если наша политическая система будет в состоянии реагировать на запросы общества и будет способна к переменам. Небольшой пример: когда в Государственной Думе обсуждался антикризисный план правительства, мы выступили с его критикой, предложили свой вариант бюджета и собственный антикризисный план. Естественно, партия большинства даже не взяла за труд с ним ознакомиться. Между тем, спустя год жизнь доказала нашу правоту, поскольку наши расчеты оказались точнее. Поэтому наша задача сегодня – построение современной и эффективной политической системы, в рамках которой возможна выработка курса на основе широкой публичной дискуссии, с обсуждением и оценкой всех альтернативных точек зрения.

– Что Вы подразумеваете под современной политической системой?

– Прежде всего, нам необходима реальная политическая конкуренция, где разные группы интересов имеют равный доступ к политической жизни. На сегодняшний день процедура создания и регистрации политической партии превратилась в сизифов труд, а высокие барьеры и система распределения мандатов ограничивают возможности малочисленных партий формировать полноценные фракции, что, как вы понимаете, лишает миллионы граждан (подчеркиваю, миллионы) права на представительство своих интересов..

Единственный путь – последовательное развитие российской многопартийности и культуры оппозиционности, в связи с чем в совершенствовании нуждается наше избирательное законодательство. Мы с коллегами по партии считаем необходимым снижение проходного барьера для политических партий; восстановление в избирательных бюллетенях графы "против всех"; формирование избирательных комиссий только на партийной основе, что позволит избежать многочисленных нарушений, которые пока имеют место на выборах всех уровней; упрощение процедуры регистрации политических партий. Кроме того, считаю, что пришло время вернуться к выборности членов Советов Федерации и глав субъектов федерации, что повысит их ответственность перед населением регионов, с одной стороны, и обеспечит более высокую легитимность власти, с другой. Наконец, совершенствование деятельности нашего парламента и усиление его роли как отдельной ветви власти предполагает принятие законов "О парламентском расследовании" и "Об оппозиции ". Стране нужны независимые и самостоятельные депутатские собрания разных уровней, от федерального до муниципального, которые могут выступать в качестве противовеса исполнительным структурам для достижения оптимального баланса в соблюдении интересов граждан. Общественный "заказ" на парламентскую оппозицию сложился. Общество дифференцируется, становится разноликим. Сила законодательных органов – в пропорциональном представительстве в них основных политических течений, поэтому в Государственной Думе должны быть представлены разнохарактерные и разнонаправленные социальные силы, и вместе с тем, должна всегда оставаться реальная возможность выработки общих решений, чтобы парламент консолидировал, а не разваливал общество.

Источник: Парламентская газета

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International