О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Валерий Гартунг и Олег Шеин о соцдоплате до прожиточного минимума трудоспособного населения

14 января 2020

 см. также ↓

14 января Государственная Дума отклонила законодательную инициативу "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" – проект федерального закона № 498543-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения социальной доплаты до прожиточного минимума трудоспособного населения". С докладом и заключительным словом выступил Валерий Гартунг. От фракции выступил Олег Шеин.

Доклад Валерия Гартунга:

– Уважаемый Иван Иванович (Мельников, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги, минуточку внимания, мы предлагаем чрезвычайно важный законопроект. Но вы только что слышали, что наша задача сделать все, чтобы цели, поставленные в указах Президента, были достигнуты, но они не достигаются. Напомню, о каких целях идет речь.

Одна из них – это снижение уровня бедности. У нас несколько миллионов работающих граждан живут за чертой бедности, то есть получают на руки доходы ниже прожиточного минимума. И уже даже Министр экономического развития Орешкин заявляет о том, что, пора бы уже, наверное, самых бедных освобождать от подоходного налога, и рассматриваются разные варианты как это сделать.

Существует два варианта, сделать минимальную нулевую ставку для прожиточного минимума или сделать, как мы предложили, социальный вычет для трудоспособного населения. Почему наш вариант, который мы сейчас предлагаем, гораздо лучше? Дело в том, что если вы введете нулевую ставку в шкале, фактически сделаете ее прогрессивной, то нулевая ставка будет распространяться на доходы граждан, получающих на уровне прожиточного минимума гораздо больше, и для тех, кто гораздо больше получает, например, и для тех, кто 100 тыс. в месяц получает и для тех, кто один млн в месяц получает и 10 млн, этот вычет, он будет для всех действовать, эта нулевая ставка. Если мы введем вычет, как мы предложили, он будет действовать только на тех граждан, у которых на руки остается меньше прожиточного минимума. То есть фактически эта помощь будет целевой, адресной, то есть тем, кому нужно действительно помочь. Таким образом, мы сокращаем расходы государства на поддержку малоимущих до того размера, который фактически приемлем для государства. Напоминаю, что если наше предложение будет принято, то это потребует из бюджета 158,9 млрд руб.

Таким образом, если наш закон будет принят, у нас в стране не будет граждан трудоспособного возраста, работающих граждан, получающих ниже прожиточного минимума. Вот очень простая фабула этого закона. Учитывая, что у нас в стране сейчас собрано денег (за последние два года) более 5 трлн руб. – собрано, но не потрачено, деньги в стране есть. Мы вполне можем найти 158,9 млрд рублей в год для того, чтобы обеспечить доходы самых бедных граждан на уровне прожиточного минимума, чтобы они не платили подоходный налог. То есть фактически для них ставка подоходного налога будет 0%. Прошу поддержать.

Спасибо.

Выступление от фракции Олега Шеина:

Начнём мы, наверное, с того, что социальные выплаты – это достижение ХХ века, и мы сейчас видим, как фракция "Единая Россия" вместе с неолиберальным Правительством Дмитрия Анатольевича Медведева отправляет страну в век XIX, без права на пенсии, без права на социальные льготы и выплаты и с вот этой всей риторикой о том, что надо работать лучше и будете лучше получать. Это откровенно реакционный ответ на те запросы, которые есть у общества.

Весь ХХ век – это, наоборот, век социальных выплат, общественных фондов и социальных трансфертов. Россия движется в прямо обратном направлении. И сегодня, кстати, уже и в Правительстве Российской Федерации тот же самый Максим Орешкин говорит о том, что для поддержания потребительского спроса, для того чтобы люди могли свести концы с концами, необходимо поддерживать тех, у кого доходы являются находящимися на самой нижней планке. Даже Минэкономразвития заявляет: давайте мы уберём НДФЛ, подоходный  налог от людей, чьи доходы ниже, чем прожиточный. Минэкономразвития говорит: давайте налог уберём. Фракция "Единая Россия" говорит: нет, давайте налог этот оставлять.

Почему "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" предлагает именно механизм социальной доплаты? Это вовсе не потому, что у нас есть какая-то идеологическая схема в голове, что социальная доплата из себя представляет правильную словесную форму. Дело в том, что подоходный налог зачисляется не в федеральный бюджет, а в местные бюджеты. И поэтому если просто убирать НДФЛ в отношении людей, имеющих низкие доходы, то потеряют бюджеты местного самоуправления, которые и так сидят на бобах. Поэтому "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" предлагает очень простую форму о начислении трансфертных компенсационных выплат из богатого федерального бюджета людям, чтобы они могли компенсировать этот самый подоходный налог. Такая схема отработана. У нас порядка 9 млн ветеранов труда получают соответствующие выплаты. У нас порядка 10 млн пенсионеров, у кого реально их пенсии ниже, чем прожиточный, получают соответствующие выплаты из федерального бюджета. Это обычная нормальная схема, применяемая и хорошо администрируемая в Российской Федерации.

Второй вопрос. Нам говорят – а это не надо. Что значит не надо? Грубо говоря, семь млн человек имеют доходы 11 тыс. рублей минус 13%. Мы говорим: "А давайте им оставим их 11 тыс. рублей". А нам на это "Единая Россия" отвечает: "А нет, не надо, эти семь миллионов человек пусть получат на 1,5 тысячи рублей в месяц меньше". Вот этим семи миллионам это надо. Да и остальные работники Российской Федерации из принципа обычной классовой солидарности этих людей прекрасно понимают и их, естественно, поддерживают. Поэтому, конечно, эта мера необходима.

Следующая вещь. О каких параметрах мы говорим? Цифра озвучена – 160 млрд рублей. Много это или мало? Вот для того чтобы понять, много или мало, всегда необходимо иметь дело с пропорциями и соотношениями. По сравнению с 2008 годом, а мы крупные процессы можем осмысливать, только глядя не на год-другой назад, а глядя в какую-то более раннюю перспективу. По сравнению с 2008 годом, по оценкам Правительства Российской Федерации, доля заработной платы к национальной экономике, к ВВП, сократилась на 6%. Соответственно, если бы доля заработной платы к ВВП была такая же, как она была в 2008 году, то размер заработной платы у людей был бы на 6 трлн рублей выше. А он на 6 трлн меньше, потому что кто-то получает на 6 трлн больше прибыли в свои частные корпорации. В данном случае речь идет о том, чтобы перераспределить сумму, которая находится на отметке 0,16% от ВВП. То есть 160 млрд руб. Это не компенсирует даже на 1/40 те потери работающего класса, которые тот понес в силу нечестного, несправедливого и неравномерного распределения заработанных страной денег. Поэтому мы говорим на самом деле о достаточно небольшой, мягко даже не коррекции, а просто об обозначении некоторой другой логики и другого направления, другого выбора пути, по которому должна идти страна. Поэтому "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" предлагает вещи, которые, собственно, представляют из себя даже не какую-то новеллу современного времени. У нас спор между теми, кто стоит на позициях XX века, и теми, кто выступает за XIX-й. Вот, собственно, и вся история. Спасибо.

Заключительное слово Валерия Гартунга:

Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги. Но, честно говоря, я надеялся, что какая-то хоть дискуссия будет, что нас покритикуют, скажут, что вот в законе не то написано и так далее. Ни одного аргумента против того, чтобы принимать наш закон я не услышал, вообще ни одного.

Я внимательно прочитал заключение комитета, заключение Правительства, ничего ровным счетом там не было сказано против того, чтобы принять этот закон, никаких возражений нет. То, что у нас люди живут в нищете, работающие люди, это все подчеркивают. В стране деньги есть? Есть.

Еще раз хочу подчеркнуть, на реализацию этого закона, чтобы работающим гражданам доплачивать до прожиточного минимума, это в среднем по 1,5 тыс. рублей в месяц на человека, потребуется всего 158,9 млрд рублей. У нас неизрасходованных, собранных, но неизрасходованных денег более 5 трлн рублей за два года, это не считая того, что не израсходовано в прошлом году еще 1 триллион, и каждый год донеизрасходуется. То есть деньги в стране есть в избытке. Кому надо помогать? Конечно же, надо помогать тем, кто получает на руки меньше прожиточного минимума. Теперь мне говорят: давайте повышать производительность труда – тогда мы будем повышать минимальный размер оплаты труда.

Давайте по цифрам. У нас с 1 января этого года минимальный размер оплаты труда установлен в размере 12 тыс.130 руб. Для работающего человека вычтите 1517 руб. (это подоходный налог), именно это мы предлагаем возвращать гражданам, остаётся 10 тыс. 615 руб. в месяц на работающего человека.

Если вы откроете закон "О потребительской корзине", то вы увидите, что половина из этих денег положена на продукты питания – 5 тыс. 307 руб. 50 коп. в месяц. Коллеги, попробуйте прожить на эти деньги в месяц, я посмотрю на вашу производительность труда. Кто-нибудь из вас пробовал прожить на 5 тыс. 307 руб. и 50 коп. в месяц? Сильно сомневаюсь, что кто-то из вас проживет. А уже ни о какой производительности труда здесь говорить не следует.

Дальше. Сколько же остается на непродовольственные товары? 2 тыс. 653 руб. 75 коп. в месяц. Ну-ка давайте посмотрим в этом зале, кто уложится в эту сумму? Сильно сомневаюсь, что кто-то уложится. Даже если на 10 умножить и то не уложитесь.

Дальше. Услуги, 2 тыс. 653 руб. 75 коп. в месяц. Это при условии, что вы без квартиры, вы не платите коммунальные услуги, у вас вообще никакой собственности нет, вы никаких налогов больше не платите, кроме подоходного налога. То есть вы живете в палатке, у вас ничего нет, вы никаких налогов не платите, никаких коммунальных платежей не платите, с керосинкой, и вы ещё должны на услуги потратить 2 тыс. 653 руб. Вы даже в этом случае, если вы в палатке живете, вы не уложитесь в эти суммы. Никак не уложитесь. И в этой ситуации нам говорят. Ну что вы? Полторы тысячи рублей человеку ещё возвращать? Зачем? Пусть работают лучше. Слушайте, на эти деньги реально прожить невозможно, мы все это признаем. Почему мы не можем сейчас людям, которым действительно не хватает на выживание, вернуть полторы тысячи рублей? Это немного. Полторы тысячи рублей в месяц – самые копейки. На самом деле гораздо больше им нужно возвращать, потому что прожиточный минимум точно не 12 тыс., он гораздо выше. И вообще не понимаю, почему вы против этого. При этом мы пенсионерам доплачиваем до прожиточного минимума, многодетным семьям, которые живут, имеют доходы ниже прожиточного минимума, мы тоже доплачиваем, то есть у нас в принципе этот механизм работает. Почему у нас граждане есть же, работающие, подчёркиваю, граждане получают на руки меньше, чем прожиточный минимум? Такого не должно быть. Я понимаю, когда не было денег в стране и сознательно притормаживался рост потребительской корзины, но сейчас-то деньги есть в стране. Почему мы такого рода законы не принимаем?

Я убеждён, что такой законопроект будет внесён Правительством Российской Федерации, если не Правительством, то Президентом обязательно будет внесён, потому что не должны люди, получающие на руки ниже прожиточного минимума, платить налоги, им не с чего платить налоги.

Коллеги, ещё раз подумайте, давайте мы поддержим этот законопроект. Если вас смущает, что авторы только из "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", пожалуйста, мы предлагаем вас всех в соавторы, и все четыре фракции, давайте войдём в авторы и примем этот закон.

Спасибо.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International