О партии
Идеология
Лица
Деятельность
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Олег Шеин и Дмитрий Ионин о внесении изменений в закон об объектах культурного наследия

03 декабря 2019

 см. также ↓

3 декабря Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона № 781736-7 "О внесении изменения в статью 473 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в части регулирования размещения кондиционеров и иных технических средств на фасадах объектов культурного наследия". С докладом по данному законопроекту выступила статс-секретарь – заместитель Министра культуры Российской Федерации Алла Манилова. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" задали вопросы и выступили Олег Шеин и Дмитрий Ионин.

Вопросы

Олег Шеин:

У меня вопрос к Алле Юрьевне. Мы воспринимаем данный текст как решающий конкретную задачу или всё-таки мы во втором чтении будем готовы к взаимному обсуждению и его донастройке?

Я поясню, что я имею в виду. Старая дискуссия, одна из них касается, напротив, избыточных требований по охране зданий, памятников, когда инженерные сети, коммуникации должны быть проведены в объекте через те его пространства, которые, очевидно, не носят за собой характера сохраняемого историко-культурного наследия, но это требует всё равно работы со специализированной организацией и избыточных затрат, как правило, в результате просто эти правила не выполняются.

А, с другой стороны, если мы говорим про наружную сторону, про фасад – это же не только кондиционеры – это, к примеру, наружная реклама, вывески, которые находятся здесь. И если в отдельных муниципалитетах принято рациональное решение по местным правилам наружного благоустройства, то это далеко не везде. Насколько мы готовы к регулированию этих вещей в рамках второго чтения данного закона?

Алла Манилова:

Не имеет отношения к этому закону размещение объектов наружной рекламы, прямого. Я с вами полностью согласна и давайте ко второму чтению посмотрим на все те предложения. Идеология закона не может измениться, ещё раз повторяю, потому что это требование действующего, базового закона "Об объектах культурного наследия".

Дмитрий Ионин:

Алла Юрьевна, коллеги Альшевских (депутат фракции "Единая Россия" – Прим. ред.) и Алимова (депутат фракции "КПРФ" – Прим. ред.) задали важнейший вопрос, связанный с капремонтом памятников.

Вы Альшевских ответили, что этот вопрос касается по касательной, а коллеге Алимовой сказали, что это вообще не полномочия Минкультуры, а полномочия Минстроя, но памятники-то ваши. Тогда можно я переформулирую этот же вопрос? Вы сказали: мы провели мониторинг памятников истории и культуры и выяснили, что такая проблема есть с фасадами с кондиционерами. Можно понять, а в рамках этого мониторинга памятников истории и культуры оценил ли Минкульт ухудшение состояния домов памятников архитектуры, истории и культуры в связи с тем, что сроки капитальных ремонтов в региональных программах капремонтов существенно сдвинуты сегодня?

Алла Манилова:

Еще раз, коллеги. Говорить о капитальных ремонтах памятников – это другой вопрос. Мы сегодня с вами говорим о том, что необходимо обеспечить сохранение объектов культурного наследия для будущих поколений. Законом предусмотрено только два вида работ, которые работают над сохранением и которые подведомственны Министерству культуры Российской Федерации, – это реставрация и приспособление к современному использованию. Я об этом говорила, о тех работах, которые возможно по законодательству проводить на памятниках, а не о капитальном ремонте жилого и нежилого фонда. Проблема гигантская в масштабах всей страны.

Выступления от фракции

Олег Шеин:

Несколько моментов. Наверное, надо оттолкнуться от того, что мы должны воспринимать данный текст, как всё-таки требующий дополнительной настройки. У нас не так часто возникают условия для того, чтобы можно было, там есть консенсус, довольно содержательно поработать над возможностью расширения этого консенсуса.

История зданий-памятников – это история лица нашей страны, её внешнего облика, преемственности и возможности сохранения уникального очертания, которое нам досталось от предков. Поэтому первое – это, конечно, вопрос фасадной части, но его надо смотреть более широко.

Я в своей практике сталкивался с внешней (наружной) рекламой, и местные органы власти очень часто не принимают муниципальных актов, направленных на наведение порядка. Эта реклама может представлять из себя как баннеры, которые загораживают вид на историческое здание, в том числе, кстати, снижают туристическую привлекательность, так и вывески, которые на зданиях непосредственно находятся. И мы будем вносить поправки ко второму чтению, нацеленные на изменение этой ситуации. Мы хотели бы здесь найти взаимопонимание с Министерством культуры.

Вторая вещь – это вещь, связанная с наказанием тех собственников, которые как раз активно уродуют, уничтожают внешний облик зданий. Сегодня с этим есть проблемы, потому что органы наследия, сохранения историко-культурного наследия, они выписывают штраф, собственник штраф не выполняет, платит по 2-3 тысячи рублей в рамках исполнения предписания, и эта система работает крайне плохо. Очевидно, здесь требуется серьёзная переналадка, предполагающая прямую обязанность органов сохранения историко-культурного наследия в этих случаях восстановить искалеченные здания за бюджетный счёт с представлением затем соответствующего уже счета в адрес собственника.

И третье. Это там, где напротив, государственное регулирование является избыточным, я имею в виду инженерные коммуникации, которые проходят внутри самого здания, которые не влияют на его исторический облик, культурное наследие, но которые при этом надо обязательно осуществлять через специализированные организации, это качественно удорожает стоимость проведения работ и в итоге просто не выполняется, а невыполнение закона в одном случае влечет за собой невыполнение его и в других. Эти вещи мы, как фракция, намерены достаточно содержательно отработать ко второму чтению. У нас здесь есть большое пожелание и к профильному комитету, и к министерству не просто ждать, что вот мы внесем поправки и потом на них ответит, ну и включить нас в работу той рабочей группы, которая будет непосредственно заниматься документом.

Дмитрий Ионин:

Уважаемые коллеги, Алла Юрьевна преподала нам замечательный урок, как можно уйти сразу от нескольких вопросов коллег-депутатов Алимова, Альшевских, депутата Белика (депутат фракции "Единая Россия" – Прим. ред.), моего вопроса и так далее, хотя вопрос был простой, об итогах того самого мониторинга состояния памятников культуры, искусства и архитектуры, на основании итогов которого нам предлагают теперь принять данный законопроект.

Мы прекрасно понимаем, что надо, коллега Бортко (депутат фракции КПРФ – Прим. ред.) правильно говорит, надо убрать с фасада эти все вентиляторы, как он сказал, и все подобное. Но когда нам министерство говорит, что это нужно для того, чтобы сохранить памятники, чтобы они не развалились, слушайте, для того, чтобы не развалились наши памятники, их необходимо капитально ремонтировать. Сегодня такая законодательная база принята для этого, люди платят за капитальный ремонт, которые проживают в этих домах. 12 тысяч 787 у нас жилых домов, которые являются памятниками и которые находятся в региональных программах капитального ремонта. Из года в год во всех наших территориях их сдвигают просто, по срокам сдвигают, сдвигают, потому что в регионах нет денег на то, чтобы доплатить за их ремонт. Мы прекрасно понимаем, что памятник отремонтировать в четыре, в пять раз дороже, чем отремонтировать простой жилой дом.

И мы сейчас можем говорить, давайте, когда фасады, кондиционеры, мы как-то быстро закон принимаем, но когда мы говорим, что надо их ремонтировать, и ремонтировать их должны за счет тех, кто их памятниками признал, то есть в первую очередь за счет Федерации, нам профильные вице-премьеры, а их, кстати, два, вот вы говорите, что это полномочия Минстроя, Минкультуры это тоже полномочия, это предмет совместного ведения, нам не дадут соврать. И с министром Мединским это обсуждалось, и с вице-премьером Мутко только на моей памяти, с Силуановым это обсуждалось и так далее. Нам в принципе говорят, да, надо это делать, но из года в год ничего не происходит.

У нас в Екатеринбурге есть памятник Городок Чекистов, целый квартал, через дорогу тоже в центре города есть памятники возле киностудий, их из года в год переносят. Вот их перенесли на 2040-е годы. До 2040-х годов многие из них не достоят, они будут разваливаться, и поэтому сколько бы мы ни отмахивались от этой проблемы, она главная сегодня – в целом подходить к состоянию памятников, а не говорить, вот, мы сейчас кондиционеры уберем для того, чтобы у нас памятники не разваливались. Это лишь одна маленькая часть. Мы обязаны предусмотреть софинансирование для этих домов, либо пусть Минкультуры, Минстрой выйдут и скажут, нет, мы денег давать не будем. Регионы тоже денег давать не будут, у них и так дыры в бюджете, им негде эти деньги взять, тем более, ещё раз, памятники федеральные.

Хорошо, скажу непопулярную вещь, которую люди уже сегодня приходят на собрания, на встречи с депутатами и говорят: снимите тогда с нас статус, и мы сами отремонтируемся за счет капитального ремонта, и потом возвращайте нам статус. Потому что люди, какой бы замечательный и красивый памятник ни был, в котором они живут, если он у них может развалиться в ближайшую перспективу до 2040-х годов, когда их обещают отремонтировать, им уже все равно, они ищут любые методы. Нам к этому все равно придется вернуться, как бы Минкультуры по сегодняшнему примеру красиво ни уходило бы от этой проблемы. Спасибо.

Центральный Аппарат партии
Телефон: (495) 787-85-15
Факс: (495) 959-35-86
Пресс-служба
партии
Раб. тел.: +7 (495) 783-98-03
Моб. тел.: +7 (916) 249-49-47
(только для СМИ)
Общественная приемная
фракции "СР" в Госдуме
Конт. тел: (495) 629-61-01
Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2019