О партии
Идеология
Лица
Деятельность
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Олег Николаев: предложения "СР" к бюджету способны дать импульс прорывному развитию экономики нашей страны

17 октября 2019

 см. также ↓

На пленарном заседании Государственной Думы 17 октября от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Олег Николаев:

– Уважаемый Александр Дмитриевич (Жуков, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.), уважаемые депутаты, уважаемые коллеги!

В настоящий момент у нас в Государственной Думе идёт активная работа по рассмотрению бюджета на 2020 год и на плановый период. Правительство назвало данный документ бюджетом развития, но у многих экспертов, и уже и на площадке Государственной Думы это видно, есть иное мнение и большие сомнения, что бюджет является таковым.

За счёт повышения НДС и иных налоговых нововведений в 2019 году произошло изъятие денег из экономики, что привело ещё к большему сжатию потребительского спроса и возможностей роста экономики. Главное, что мы сейчас должны сделать в рамках бюджета, – это реализация в жизнь национальных целей, обозначенных Президентом.

Ясно и другое: фундаментальная база обеспечения прорывного роста и решения всех социальных задач, а также повышения бюджетного потенциала – это сильная и развитая конкурентная экономика.

В свою очередь неотъемлемой составляющей динамичного и комплексного развития такой экономики и общества является предпринимательство, причём здесь речь идёт не просто о малом и среднем бизнесе, а о предпринимательстве как о явлении и необходимой составляющей общественного развития.

Президент и на эту тему высказался однозначно. Я приведу цитату из Послания: "Для того, чтобы экономика заработала в полную силу, нам нужно кардинально улучшить деловой климат, обеспечить высочайший уровень предпринимательских свобод и конкуренции".

Развитие предпринимательства в условиях рыночной экономики предполагает решение оперативных и стратегических задач: от производства конкретных товаров и услуг до формирования нового пласта развития и рынка, и общества.

Предпринимательская способность является одним из ключевых экономических ресурсов, влияющих на характер и темпы экономического роста. Важным ресурсом является эффективная, слаженная, работающая инфраструктура ведения предпринимательской деятельности, которая включает в себя все действующие институты рыночной экономики – это банки, биржи, страховые и консалтинговые компании, и другие.

Но неотъемлемой составляющей этого ресурса является предпринимательская этика и предпринимательский дух. Последние две составляющие имеют очень важное значение для развития предпринимательства разного масштаба и экономики в целом, и очень сильно зависят от действий государства.

Согласно различным исследованиям, в том числе и глобального мониторинга предпринимательства, наша страна по уровню предпринимательской активности уступает не только развитым странам, где такая активность составляет до 40% и более, но и странам БРИКС. Так, в 2015 году этот показатель в России составлял 4,7%, тогда как в Бразилии – 17,2%, в Китае – 15,5%, в ЮАР – 7%, в Индии – 6,5%.

Есть и другие исследования прошлого года, согласно которым только 6% молодых людей готовы заняться бизнесом, а вступают в предпринимательство только 2%.

Уважаемые коллеги, в России с 2007 года отмечается профессиональный праздник – день предпринимателя, все мы с вами знаем. В текущем году был проведен опрос в социальных сетях предпринимателей на эту тему. Я хотел бы вам привести две цитаты. "Не знаю ничего о нем и не отмечаю. Но уверен, что российское предпринимательство имеет право не только на праздник, но и на поддержку всеми структурами на всех уровнях. А еще нужны отдельные программы, потому что имеющиеся сейчас не затрагивают предпринимательство как таковое, в основном люди рассчитывают на энергию, внутреннее чутье, везение и личный опыт".

Другая цитата. "Да, мы его празднуем, но в усеченном формате. Мы хотим праздновать его в полной мере, но лишь после того, как будут сделаны в нашу сторону определенные шаги, когда перестанут давить наших предпринимателей, перестанут ретроспективно трактовать ставку НДС на импортируемые товары, и не будет всё это носить насильственный характер со стороны надзорных органов. Данная ситуация до настоящего времени не урегулирована и грозит перерасти в большую проблему. И как только хотя бы эти проблемы уйдут, на этом месте будет возможность быть более социально ответственным и тратить свои силы и время на правильные вещи".

Сказанные выше слова, уважаемые коллеги, то, что сказали предприниматели, подтверждается и положением ежегодного доклада Уполномоченного по правам предпринимателя.

В реестр системных проблем российского бизнеса были включены более 280 проблем, сдерживающих развитие предпринимательства в 32-х сферах госуправления. Это традиционные проблемные таможенные точки, антимонопольное регулирование, госзакупки, а также зарождающаяся цифровая экономика.

Большая часть проблем российского бизнеса за годы существования института уполномоченных так и не была решена, а некоторые из них существуют уже десятилетия.

Последний доклад бизнес-омбудсмена фокусировался не столько на экономических проблемах, сколько на необоснованном уголовном преследовании.

"...И я прошу прокуроров решительно реагировать на нарушения в этой сфере", – сказал Президент на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации в текущем году, обращая внимание на недопустимость неправомерного преследования предпринимателей, призвал прокуроров оказывать предпринимателям эффективную защиту и поддержку в отстаивании их законных прав и интересов.

Однако в жизни в рамках правоприменения законов, к сожалению, картина складывается совершенно иная. Пока ещё почти каждый день заводятся дела на предпринимателей и очень часто по надуманным предлогам. Имеются случаи странных судебных решений по отношению к предпринимателям. Приведу один пример.

В моей родной Чувашии в прошлом году предприниматель в рамках заведённого на него уголовного дела возместил весь вменяемый ему ущерб, причём потом доказал, что часть была незаконно ему вменена. А сделал он это, потому что нами в это время был принят закон о прекращении преследований при возмещении ущерба.

В связи с этим представитель гособвинения, то есть прокуратура, просила об условном наказании, Федеральная налоговая служба не возражала, потому что пострадавшая сторона, но суд выносит решение о реальном сроке.

Другим ярким примером правоприменения в ущерб поддержке отечественного производителя является система сертификации продукции машиностроения. Вот система сертификации, которая призвана в этой области обеспечить, прежде всего, безопасность, в том числе инфраструктурную, не ставит должный барьер перед контрафактом и техникой, бывшей в употреблении, прежде всего, завозимой из-за рубежа, тем самым ущемляет интересы добросовестного отечественного производителя.

В настоящий момент широкий резонанс в предпринимательстве и не только в сообществе вызывает форсированное расширение системы обязательной маркировки, о чём только что говорил Андрей Константинович (Исаев, депутат фракции "Единая Россия" – Прим. ред.).

Странно, что это происходит без подведения должным образом итогов по проводимым экспериментам, хотя ход самих экспериментов выявляет множество проблем для бизнеса, выражающихся в достаточно существенных, вынужденных инвестициях.

В связи с этим приведу ещё один пример прямо из личной жизни. Буквально в прошлые выходные моя дочь, студент второго курса, вернувшись с межвузовской научной конференции, спрашивает у меня: "Папа, а почему говорят, что введение обязательной маркировки убьет малый бизнес?" На мой взгляд, в этом вопросе ярко проиллюстрирована ситуация с тем, какие ожидания и настроения формируются из правоприменительной практики. А жизнь, уважаемые коллеги, неоднократно доказывала, что ожидание и настрой имеют очень важное значение для достижения поставленных задач.

К сожалению, не очень эффективно используются выделяемые деньги из бюджета на развитие бизнеса. О чем говорит нам постоянно Счётная палата, что те деньги, которые тратятся, не идут на достижение целей, поставленных Президентом.

Уважаемые коллеги, важно отметить, что положительные моменты всё-таки от наших действий есть. Предпринимаемые в последние годы меры позволяют нашей стране последовательно подниматься в рейтинге "Doing Business" на более высокие позиции. Это говорит о том, что в случае слаженных и скоординированных действий всех ветвей власти положительный эффект может быть достигнут в более сжатые сроки, что нам и нужно делать. Сама ситуация нам такие возможности предоставляет.

Возвращаясь к бюджету. Прогноз социально-экономического развития и проект бюджета на плановый период не обеспечивают достижения целей и задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации. В предстоящем бюджетном цикле сохраняется инерционный тренд развития экономики, характеризующийся низкой эффективностью реализуемых мер экономической политики. Из материалов не просматривается заметных изменений в технологической, отраслевой или пространственной структуре экономики, не обозначен новый вектор на формирование модели развития, основанной на цифровизации и инновациях.

Уважаемые коллеги, я привел вам выдержки из заключения Комитета по экономической политике. Документ большой, в нем есть и предложения, как нивелировать эти недостатки. Фракция "СПРАВДЕЛИВАЯ РОССИЯ", обобщая свои законодательные предложения, которые были сделаны в течение бюджетного года, традиционно разработала проект альтернативного бюджета. Очевидно, что в нем тоже заложены конкретные предложения. И фракция активно будет предлагать их к реализации в рамках обсуждения бюджета, и в виде конкретных законопроектов в будущих периодах. Это архиважная, очень слаженная, сконцентрированная на достижении результатов работа, основанная на анализе всех возможных предложений, способных дать импульс в развитии и сделать вклад в конечный результат. А результат – это прорывное развитие и экономики и развитие нашей страны в целом. Спасибо.

Центральный Аппарат партии
Телефон: (495) 787-85-15
Факс: (495) 959-35-86
Пресс-служба
партии
Раб. тел.: +7 (495) 783-98-03
Моб. тел.: +7 (916) 249-49-47
(только для СМИ)
Общественная приемная
фракции "СР" в Госдуме
Конт. тел: (495) 629-61-01
Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2019