О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Олег Шеин о необходимости принятия закона о борьбе с пожарами

15 октября 2019

 см. также ↓

На пленарном заседании Государственной Думы 15 октября от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Олег Шеин:

 mp4 

– 10 дней назад у нас была очередная юбилейная дата событий 1993 года в Москве. Я в тех событиях участвовал, понятно, на стороне парламента. И тот антиконституционный переворот, который был тогда совершён Борисом Ельциным, он, собственно, и лежит в основе всего остального: и бюджетного воровства, и власти олигархов, и положения с низкой заработной платой работающего класса, и вторичной роли парламента по отношению к исполнительной власти.

Тому, кстати, есть текущий пример. В этом году вся страна была поражена мощью и масштабами происходивших пожаров. В марте с этой трибуны я провёл – и я хочу сказать большое спасибо залу – протокольное поручение Комитету по природным ресурсам коллеги Николаева (депутат фракции "Единая Россия" – Прим. ред.) о том, чтобы разобраться, почему эти пожары происходят и что с этим необходимо делать.

Мы в этот период вели серию рабочих совещаний, и выяснилось следующее.  

Первое – масштаб проблемы возрастает. Если в 2017 году было 72 тыс. степных, ландшафтных и лесных пожаров, в 2018 году – уже порядка 82 тыс., на 15% больше. Если в 2017 году пожарами было охвачено 1,5 млн гектаров в стране, то в 2018 году – 3,2 млн, то есть за год в стране сгорело больше территории, чем это было в 2017 году, вдвое больше.

При этом, по данным МЧС, в зону этих пожаров или приближенную к ним попало порядка 7,5 тыс. населенных пунктов, то есть более чем в семи тысячах поселках и сел люди понимали, что к ним приближается огненный фронт, и 500 домов сгорело.

2019 год, по оценкам начальника Центра антистихии МЧС России Александра Ульева, в первом квартале текущего года число пожаров по сравнению с прошлым годом возросло не в два раза, не в три раза, а в 35 раз. А зона, которую они охватили в первом квартале этого года, по сравнению с прошлым годом увеличилась в 170 раз. Такой вот выдался климатический период.

При этом государственные меры абсолютно не эффективны, количество штрафов сократилось почти в три раза. Пять лет назад было штрафов на три миллиарда, в прошлом году – на 1,2 млрд. Количество предписаний сократилось на 20%, была 21 тыс. предписаний, стало 17 тыс. То есть существующие системы не дееспособны, не эффективны, когда всё поручено МЧС Российской Федерации.

Отталкиваясь от этой аналитики, я, коллега Грешневиков Анатолий Николаевич и три сенатора – члена партии "Единая Россия" внесли в Государственную Думу проект закона о том, чтобы, первое, дать понятие "ландшафтный пожар". Есть понятие "лесной пожар", и там понятно, кто отвечает. А кто отвечает за степные пожары? Фактически ответственной станции нет. И мы предложили ввести соответствующую дефиницию, от неё понятно уже будут и ответственные ведомства.

Второе, мы предложили изымать землю у тех горе-пользователей, у которых полыхает каждый год. Потому что 90% всех пожаров в стране, по оценкам МЧС, проистекает от человека, и львиная доля от методов подсечно-огневого земледелия, которым человек овладел в мезолитический период, то есть в эпоху каменного века. И сегодня есть немало людей, которые в социальных сетях делятся между собой советами, что если поджечь сухостой, то в следующем год трава будет зеленей. И это пожар потом уходит и на поселения, и на лесную зону.

В это же время в этом году, здесь хотел бы отдельного внимания в первую очередь коллег из "Единой России". 26 апреля Президент Владимир Путин подписал официальный указ по ликвидации пожаров в Забайкальском крае, где указал, что необходимо ввести понятие "ландшафтный пожар" юридически, что необходимо передать долю штрафов органам местного самоуправления, они ближе к этому всему, чем МЧС, у которых крайне мало инспекторов, что необходимо расширить полномочия государственных лиц, иных инспекторов, чтобы они могли бы выходить за пределы леса, поскольку и сегодня они работают лишь в том случае, когда пожар со степи уже пришёл на лес и горят кромки деревьев, и, наконец, чтобы был определён механизм изъятия земельных участков у тех пользователей, которые нарушают правила пожарной безопасности, и срок Владимир Путин поставил до 1 июля.

Наш законопроект с указом Президента практически совпал. Это не по причинам какой-то конспирологии, а просто потому, что наш законопроект готовили вместе с коллегами из МЧС, и понятно, они же участвовали и в разработке президентского указа.

Но вот прошло 1 июля, и Правительство Российской Федерации, которому в срок до 1 июля было дано поручение разработать соответствующий законопроект и нормативные акты, их не разработало, и 1 августа не разработало, и 1 сентября, и 1 октября. И 15 октября, на сегодняшний день, никаких подзаконных актов в Правительстве Российской Федерации нет.

Казалось бы, есть законопроект парламентариев, и с этой трибуны я говорил, что мы не держимся за монополию на авторство, и мы будем рады, чтобы среди авторов нашего законопроекта были депутаты фракции "Единая Россия" в Госдуме Российской Федерации, не говоря уже о коллегах из КПРФ и ЛДПР. Поскольку, если законопроект для его более простого прохождения требует расширения числа соавторов, и если будут только от "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" – это недостаточно хорошо, мы будем рады, чтобы это был совместный законопроект.

К нам никто не присоединился, а 10 дней назад законопроект получил отрицательное заключение профильного комитета, коллеги Николаева, в том числе, и не только профильных комитетов. Почему? Что мы сегодня читаем в заключениях?

Первое. Что, оказывается, понятие "ландшафтный пожар" закреплять не нужно. Владимир Путин считает, что нужно закреплять, и в его указе об этом написано. Мы предлагаем формулировки, и тоже об этом говорим. Но Комитет по природным ресурсам пишет – "Национальный стандарт, ГОСТ 2203 уже содержит понятие "ландшафтный пожар". Если мы этот ГОСТ откроем, то мы там прочитаем, что понятие "ландшафтный пожар" раскрывается следующим путём – это пожар, возникший по естественным причинам, то есть, от шаровой молнии, например. А 90% всех пожаров, повторю ещё раз, проистекает по противоестественным причинам, от человека. 

И, соответственно, ГОСТ 2203 никак это понятие не регулирует. Но комитет говорит: регулирует. И комитет говорит: а не важно, что там пишет в указе Президент, мы этого делать не будем. И мы читаем такое заключение комитета на сегодняшний день.

Дальше. Мы предлагаем внести изменение в статью 6 Закона "Об обороте земель сельхозназначения" в части возможности изъятия земельных участков при использовании их с нарушением противопожарного законодательства. И в президентском апрельском указе в отношении Забайкалья дается поручение Правительству Российской Федерации, чтобы оно внесло соответствующий законопроект.

А комитет отвечает: нельзя принимать, поскольку не предлагается соответствующих изменений в Земельный кодекс.

Во-первых, в действующем законе "Об обороте земель сельхозназначения" и так написано, что если фермер, сельхозпроизводитель не выполняет законодательство, нарушает правила землепользования, то земля может быть изъята. Мы предлагаем эту норму чуть уточнить и указать в ней отдельно, что это касается, в том числе, и нарушений противопожарных правил, и с Земельным кодексом эта норма совершенно спокойно корреспондирует.

Уж если мы хотим и в Земельный кодекс внести дополнительно, ничто не мешает это сделать в рамках второго чтения. И не такие законы в этом зале принимались.

А нам говорят: нет, не надо. А ведь речь идет не о том, чтобы не внести вовремя азотное удобрение, а о том, когда человек, проще говоря, поджигает регулярно, каждую весну свой земельный участок, чтобы освободить его от сухостоя, и все это прекрасно знают, таких случаев по стране хватает, и об этом публично говорят и губернаторы, и муниципальные власти.

Но нет, мы получаем отрицательное заключение комитета.

Мы все хорошо знаем парламентскую процедуру. На дворе середина осени. Сегодня 15 октября. Даже если Правительством, к чему нет никаких предпосылок, законопроект будет внесен сегодня, а на сайтах Правительства нет никаких проектов, которые в предварительном порядке можно было посмотреть, единственное ведомство, которое отработало свой элемент, это МЧС, ни Минфин, ни Минэкономразвития никаких текстов на своих сайтах не разместили вообще.  

Но даже если, к примеру, завтра соответствующий законопроект будет Правительством внесен, то до конца года по понятным причинам он принят не будет, поскольку это текст двойного ведения, включая рассылку по субъектам Федерации и учет их мнений.

ГОЧС соответственно не успеет разработать противопожарные мероприятия под весну, соответственно, в этих условиях никаких рекомендаций землепользователям принято не будет, не будут отработаны механизмы, не будут даны полномочия лесным инспекторам отработать за пределами, собственно, лесов, и мы войдем в новый сезон с горящей страной, от южных морей до Полярного круга в буквальном смысле этого слова. И ответственность за это несет уже не Правительство, которое упустило сроки и нарушило поручения Президента, а та партия, которая, очевидно, считает парламент придатком исполнительной власти, который не готов к самостоятельной законодательной работе, и который, невзирая на все мантры, игнорирует даже прямой указ Президента, поскольку он адресован не в Государственную Думу, а в иное ведомство, на Краснопресненскую набережную.  Вопрос по этому закону сегодня находится в повестке дня, и мы, естественно, требуем его принятия. Спасибо.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International