О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Депутаты фракции "СР" о регулировании деятельности лизинговых компаний

22 января 2019

 см. также ↓

22 января Государственная Дума рассмотрела и приняла в первом чтении проект федерального закона № 586986-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности специальных субъектов лизинговой деятельности". С докладом по данному законопроекту выступил заместитель Министра финансов Российской Федерации Алексей Моисеев. С содокладом и заключительным словом выступил председатель Комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" задал вопрос Федот Тумусов, выступил Валерий Гартунг.

Содоклад Анатолия Аксакова:

– Уважаемый Иван Иванович (Мельников, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги!

Лизинг – это такой вид деятельности, который позволяет осуществлять инвестиционные процессы в нашей стране с помощью инструмента, который может быть достаточно эффективным. И вроде бы ситуация на рынке с темпами роста этого вида деятельности достаточно благоприятная. Лизинг растёт темпами 20%, 30%, а то и больше 40% в год в последнее время.

И при этом удивительно, что так быстро растущая отрасль является в то же время в значительной степени убыточной. Это навевает мысли о том, что сектор крайне непрозрачен, много злоупотреблений, махинаций, которые с помощью различных схем как раз позволяют эту убыточность формировать, в том числе и для того, чтобы не платить налоги. При этом лизинговые компании зачастую пользуются государственной поддержкой и на федеральном уровне, и на субъектовом, также муниципалитеты часто предоставляют различные виды помощи таким компаниям.

С одной стороны, мы имеем непрозрачную ситуацию, когда есть специализированные лизинговые компании, когда любая организация имеет право фактически поставлять оборудование по лизингу, то есть размываются границы, и с другой стороны государственные, муниципальные средства, направляемые в эту отрасль. Зачастую, к сожалению, эти средства растворяются в деятельности этих бизнесов, в том числе растворяются в убыточности этого бизнеса. Поэтому был предложен этот законопроект. Он решает главную проблему – повышение прозрачности этого бизнеса, наведение определенного порядка на этом рынке, и три основных направления.

Первое – это формирование реестра лизинговых компаний. Реестр будет вести Центральный банк, но этот реестр добровольный. То есть те, кто хочет работать с государственными средствами, те, кто хочет работать с муниципальными средствами, те, кто хочет участвовать в разных программах, пользоваться ускоренной амортизацией, добровольно могут войти в реестр Центрального банка. Далее вводятся требования о том, что эти компании должны составлять отчетность по международным стандартам финансовой отчетности, соответственно, прозрачность этих компаний будет достаточная для того, чтобы понимать, каково их состояние, и понимать, стоит ли их допускать к пользованию государственными и муниципальными ресурсами.

И третье направление, о чем сказал Алексей Владимирович Моисеев, это саморегулирование, то есть компании должны определить стандарты своей деятельности и, исходя из этих стандартов, я так понимаю, что Центральный банк все-таки будет определять и участие соответствующих организаций на рынке.

Комитет в целом поддержал законопроект, считает его необходимым шагом для того, чтобы отрасль развивалась прозрачно, эффективно, и вполне возможно, что благодаря этому и инвестиционный процесс в нашей стране также улучшится.

В то же время у нас есть некоторые предложения, в том числе мы предлагаем дополнить число специальных субъектов лизинговой деятельности теми организациями, которые работают с клиентами, получающими государственную помощь, для того, чтобы повысить прозрачность использования государственных и муниципальных средств. Спасибо. Прошу поддержать.

Вопрос Федота Тумусова:

– У меня вопрос к Правительству, к Алексею Владимировичу.

Введение саморегулирования для лизинговых компаний не приведёт ли к удорожанию лизинговых платежей?

Дело в том, что устроители, они платят, понятно, в эти регулируемые организации за счёт своей прибыли, а в лизинге и платежи будут относить?

И второе. Планируете ли вы регулировать соотношение платежей на весь период лизинговых платежей? В ипотечном кредитовании в первый период сначала берут проценты, а потом только так называемое тело кредита. А у лизингового платежа будет равномерное регулирование, чтобы равномерно платить? Спасибо.

Алексей Моисеев:

Уважаемый Федот Семёнович, абсолютно с вами согласен, что любое регулирование в конечном итоге ложится на плечи тех, кто получает продукт регулируемой отрасли. Понятно, что чем жёстче регулирование в лизинговой отрасли, тем больше на них накладываются разного рода требования, тем дороже становится лизинг. Это правило, оно вполне очевидное. Но в данной ситуации мы говорим о том, что не вводим никакого регулирования. Мы действительно, как вы правильно сказали, вводим саморегулирование, и оно, конечно, будет носить такой характер очень лёгкого. Очевидно, что мы не ожидаем, что саморегулируемые организации сами себе, то есть, сами эти организации лизинговые, себе установят такие слишком жёсткие требования. Да, то есть саморегулирование, что они будут соотносить эти меры, связанные с тем, что они будут, как они будут сами себя регулировать со своей бизнес-моделью и с издержками, которые эта бизнес-модель понесёт. Поэтому я уверен, что там никаких серьёзных издержек не возникнет.

В части равномерности платежей, нет, на этом этапе мы не предполагаем никаким образом вмешиваться в деятельность лизинговых компаний, а предполагаем только собирать с них отчетность. Если в рамках саморегулирования они такую норму для себя установят, то это будет их право.

Выступление от фракции Валерия Гартунга:

Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги, наша фракция поддержит этот законопроект.

Во время дискуссии было понятно, что вопрос достаточно сложный для понимания, и я постараюсь более простым языком объяснить, о чем идет речь в этом законе. В пояснительной записке сказано, что на удивление растущий рынок показывает убытки. Обратите внимание, не сходятся два понятия. Как рынок может расти и одновременно генерировать убытки? Кто бенефициар этого процесса? То есть, почему рынок растет? Значит кому-то это нужно.

Для этого нужно посмотреть на отчетность компаний, и посмотреть, а какие компании показывают убытки, а какие генерируют прибыль. И если мы в этом разрезе посмотрим, то вы увидите, что генерируют убытки, прежде всего, государственные компании, а прибыль зарабатывают частные компании.

Что это значит? Это значит, что государственные средства, идущие на поддержку лизинговых компаний, попросту разворовываются. Очевидная вещь, понятно, да? То есть не может частный бизнес, генерируя убытки, расти. Этого в принципе быть не может, потому что рано или поздно тот, кто дает на это деньги, разорится. А если рынок, генерируя убытки, растет, значит тот, кто дает деньги, разориться в принципе не может. Кто это у нас может быть? Государство. Вот о чем идет речь. Поэтому мы, конечно же, поддержим этот проект.

Другое дело, мы не уверены, что принятие этого закона достигнет цели, то есть даст искомый результат. Для того, чтобы мы получили этот результат, мы должны понимать, кто генерирует убытки, а кто генерирует прибыль, и что нужно сделать для того, чтобы контролировать тот сектор, который генерирует убытки, то есть перекрыть те финансовые схемы, через которые государственные средства переходят в частные карманы. Вот собственно и всё.

Учитывая, что закон правильный и нужный, проблема, поднятая в нем, она актуальна, мы этот закон поддерживаем. Но я думаю, что во втором чтении здесь есть, над чем поработать. Спасибо.

Заключительное слово Анатолия Аксакова:

 Уважаемые коллеги! Я являюсь одним из авторов последней редакции закона "О лизинге", и в этом зале мы как раз пробивали для этого вида деятельности ускоренную амортизацию для того, чтобы простимулировать инвестиционный процесс. Действительно, ускоренной амортизацией пользуется тот, кто этот предмет лизинга в своей деятельности производственной использует для бизнеса. Но при этом он привлекает этот предмет, как раз ориентируясь на ускоренную амортизацию, и приобретает его специально в лизинг, пользуясь законом. Поэтому оторвать эти две вещи невозможно.

Что касается размера рынка. Лизинг среди всех финансовых рынков занимает второе место после банковского. То есть это довольно значительный объем, и, очевидно, он может быть намного больше. Скажу вам, несколько раз ставил перед Центральным банком вопрос о том, что необходимо снизить резервы для кредитных организаций, которые выдают кредиты лизинговым компаниям, потому что там есть обеспечение вроде бы, оборудование. На что ЦБ мне, в общем-то, справедливо отвечал: очень непрозрачный рынок, непонятные схемы. Вроде бы, да, есть обеспечение, выделяются государственные субсидии, и при этом очень многие компании являются убыточными. То есть, если мы наведём порядок здесь, обеспечим прозрачность рынка, то Центральный банк, в том числе, сможет снизить резервы по кредитам для этих компаний, а значит, эти кредиты станут намного дешевле, и так далее, и так далее.

Много было объяснений, аргументов в пользу принятия этого закона. Прошу поддержать.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International