О партии
Идеология
Лица
Деятельность
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Депутаты "СР" задали вопросы и выступили по проектам о назначении членов Совета директоров Центробанка

10 октября 2018

10 октября Государственная Дума рассмотрела и приняла проекты постановлений: № 553464-7 "О назначении Швецова Сергея Анатольевича на должность члена Совета директоров Центрального банка Российской Федерации"; № 553480-7 "О назначении Юдаевой Ксении Валентиновны на должность члена Совета директоров Центрального банка Российской Федерации"; № 553484-7 "О назначении Скобелкина Дмитрия Германовича на должность члена Совета директоров Центрального банка Российской Федерации"; № 553486-7 "О назначении Чистюхина Владимира Викторовича на должность члена Совета директоров Центрального банка Российской Федерации"; № 553500-7 "О назначении Мамуты Михаила Валерьевича на должность члена Совета директоров Центрального банка Российской Федерации"; № 553439-7 "О назначении Игнатьева Сергея Михайловича на должность члена Совета директоров Центрального банка Российской Федерации"; № 553482-7 "О назначении Симановского Алексея Юрьевича на должность члена Совета директоров Центрального банка Российской Федерации"; № 553489-7 "О назначении Ивановой Надежды Юрьевны на должность члена Совета директоров Центрального банка Российской Федерации"; № 553499-7 "О назначении Гузнова Алексея Геннадьевича на должность члена Совета директоров Центрального банка Российской Федерации"; № 553503-7 "О назначении Вестеровского Руслана Николаевича на должность члена Совета директоров Центрального банка Российской Федерации".

С докладом по данным вопросам выступила Председатель Центрального банка Российской Федерации Эльвира Набиуллина. С содокладом и заключительным словом выступил председатель Комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" задали вопросы Олег Нилов, Олег Николаев, Валерий Гартунг, Дмитрий Ионин и Федот Тумусов.

Содоклад Анатолия Аксакова:

– Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель ГД – Прим. ред.)! Уважаемые коллеги!

Комитет по финансовому рынку в течение нескольких часов рассматривал самым внимательным образом все представленные Эльвирой Сахипзадовной кандидатуры. Учитывая, что Совет директоров принимает важнейшие решения для нашей финансовой системы, да и для всей экономики страны, вопросов было много, они касались и того, как влияют санкции на нашу финансовую стабильность, как чувствует наша валюта себя сегодня и каковы перспективы её колебаний в связи опять же с принятием внешних неблагоприятных, недобросовестных санкций. Далее, вопросы экономического роста: что мог бы сделать Центральный банк для стимулирования инвестиций, для поддержки экономического роста в нашей страны, вопросы реформы надзорного блока, и каким образом регулятор взаимодействует с финансовыми институтами, в том числе и региональными организациями. И вопросы защиты прав потребителей, поскольку в Госдуму очень много направляется обращений со стороны пострадавших вкладчиков, со стороны организаций, которые, в том числе, потеряли свои средства в банках, у которых были отозваны лицензии.

На все вопросы мы получили очень глубокие, содержательные ответы. В ходе дискуссии практически все члены Комитета единогласно определились с тем, что кандидатуры являются профессиональными, опытными, ответственными лицами, и поэтому приняли решение поддержать. Естественно, принимая решение о поддержке представленных кандидатур, мы и ориентировались на то, что они согласованы с Президентом Российской Федерации.

В связи с этим я хотел бы попросить вас также после обстоятельной дискуссии поддержать все представленные кандидатуры кандидатов в члены Совета директоров Центрального банка.

Спасибо за внимание.

Вопросы от фракции

Олег Нилов:

– Центробанк наделен правом и обязанностью контроля за деятельностью коммерческих банков, более того, во всех крупных банках, насколько мне известно, есть представители ЦБ в органах управления. За прошедшие три года у сотен банков отозваны лицензии, нанесен колоссальный ущерб в миллиардах, в триллионах и вкладчикам, и Центральный банк выделяет огромные суммы на санацию этих банков.

Вопрос, кто из сотрудников ЦБ, которые осуществляли эту бесконтрольность, понес персональную ответственность, уголовную, материальную, хотя бы административную?

Эльвира Набиуллина:

– Вопрос понятен. Что я хотела бы первое сказать. Коммерческие банки, банковская деятельность, финансовая деятельность, да, это деятельность лицензируемая, да, за ней осуществляется надзор, это предпринимательская деятельность. И, прежде всего, должны нести ответственность за мошеннические действия, за нарушение прав и законных интересов вкладчиков и кредиторов собственники и менеджеры. Это первое, над чем мы должны работать. Поэтому я ещё обращусь с тем, что поддерживаю инициативу по тому, чтобы банкиры в определённых случаях не выпускались за рубеж. Это первое.

Безусловно, надзор следит за выполнением законодательства и нормативов. Но когда совершаются мошеннические действия, предоставляется недостоверная информация, на основании которой мы смотрим за соблюдением нормативов и так далее. Происходят те случаи, которые происходят. Мы улучшаем работу надзора. И произвели серьёзные изменения в надзорном блоке. Во-первых, его централизовали. Во-вторых, повышаем профессионализм. И, в-третьих, разбираем каждый случай отзыва лицензий и санаций на специальной комиссии с привлечением нашего внутреннего аудита, понимая, где ответственность каких сотрудников, и принимаем соответствующие решения. Поэтому эти решения принимаются, но я бы очень хотела и очень бы вас просила всё-таки обратить внимание на то, что ответственность должны, прежде всего, нести собственники и менеджеры. Когда мы отзываем лицензию, не в этот момент теряются деньги. Они теряются в тот момент, когда недобросовестные банкиры их выводят. И это мы должны остановить неотвратимостью наказаний.

Спасибо.

Олег Николаев:

– Спасибо. У меня вопрос к Сергею Анатольевичу Швецову.

Ещё одна из главных задач Центрального банка, согласно 75 статье Конституции, это защита и обеспечение устойчивости рубля. Причем, эту деятельность, естественно, Центральный банк осуществляет независимо от остальных органов государственной власти.

За последние четыре года у нас курс рубля, соответственно, упал вдвое. Изначально это объяснялось ценой на нефть, но сейчас совершенно иная ситуация, цена на нефть уже существенно поднялась, при этом рубль, мы видим, не восстанавливается вслед за ценой на нефть.

В итоге, даже когда мы имеем низкую инфляцию такой курс рубля давит на потребительские цены. И, соответственно, в конечном счете, страдает обыкновенное население. 

Так вот, вопрос к вам, Сергей Анатольевич. Как вы оцениваете все действия Центрального банка по обеспечению этих задач? Что предполагается сделать для того, чтобы обеспечить устойчивость национальной валюты в рамках бюджетного законодательства?

Сергей Швецов (первый заместитель Председателя Центрального банка Российской Федерации):

– Олег Алексеевич, спасибо за очень важный вопрос.

Закон о Центральном банке делает Центральный банк ответственным за покупательную способность рубля, и для большинства граждан Российской Федерации важно именно это, потому что во внешнеторговый оборот включено не так много россиян. Обеспечивая покупательную способность, а она выражается в инфляции, мы тем самым делаем рубль валютой, к которой есть доверие, в которой проводятся финансовые операции и которая обслуживает нашу экономику. Мерять внешнюю покупательную способность – обменный курс, можно не только к доллару США и не столько к доллару США, мы торгуем со странами, где доллар не является национальной валютой, и та девальвация, о которой вы говорите, в терминах реального эффективного курса, она совершенно другая, она не представляет большой угрозы для нашей экономики.

Мы вместе с Правительством, работая над бюджетным правилом, значительно снизили за последний год влияние колебаний нефтяной конъюнктуры на российский финансовый рынок. Это очень важно, и это помогает нам обеспечивать и низкую инфляцию, и устойчивость национальной валюты. Спасибо.

Валерий Гартунг:

– Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, я уточню вопрос коллеги Арефьева, когда он задавал вопрос о процентных ставках, он как раз имел в виду реальные ставки, то есть стоимость денег, это ставки заимствования за вычетом инфляции. Так вот она у нас очень высокая, а вы говорили о номинальной ставке. Это первое.

Второе. О болезненной теме хотел сказать – о Банке Югра. Я до сих пор считаю, что решение о банкротстве "Югры" было непродуманным, я не говорю сейчас о юридических аспектах, да, действительно, суды подтвердили это решение. Но более 35 тыс. человек остались без денег, многие в очень тяжелой ситуации. Сергей Михайлович Миронов направил вам обращение с просьбой поддержать проект создания правительственной комиссии, и хотелось бы услышать Вашу точку зрения, или может быть позицию Михаила Валерьевича Мамуты.

Третье. Сейчас идет процедура банкротства. Те активы, которые были у "Югры", с лихвой должны были покрыть обязательства, но сегодня они тают на глазах.

И у меня вопрос. Каким образом осуществляется контроль за процессом наблюдения и сохранением активов? Спасибо.

Сергей Мамута (руководитель Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров):

– Спасибо за вопрос.

Я хочу сказать, что мы, как и вы, искренне заинтересованы в том, чтобы все вкладчики "Югры" и других банков с отозванными лицензиями, получили возмещение в максимально возможном объеме. Что касается непосредственно ситуации с "Югрой", то с момента признания банка банкротом, а это решение было принято несколько лет назад, временная администрация в рамках тех законно данных полномочий, будет проводиться работа, направленная на обеспечение выплат всем вкладчикам банка, в том числе в сумме, превышающей 1,4 млн рублей. И резервы для такой работы есть. На самом деле на сегодня уже более 80% всех вкладчиков получили возмещение в полном объеме, поскольку оно находилось в лимитах, установленных законом 1,4 млн рублей, и было произведено за счет средств Фонда страхования вкладов.

Что касается оставшейся суммы, она составляет чуть более 13 млрд руб., то перспективы её возмещения зависят от возможности в рамках процедуры банкротства истребовать денежные средства с дебиторов компании. То есть с тех, кому банк занимал деньги. На сегодня объем дебиторской задолженности превышает 200 млрд рублей. Это большие деньги, и хотя, как мы понимаем, многие из этих компаний, к сожалению, находятся не в лучшем финансовом положении, там есть залоги, есть иные возможности по истребованию, которые дают здесь определенные перспективы. Кроме того, опять же в силу закона, это уже прописано в законодательстве Российской Федерации, установлена, с одной стороны, субсидиарная ответственная собственников и лиц, принимающих решения, контролирующих процесс, а также ответственность за причинение убытков. Поэтому мне представляется, что мы должны в рамках уже существующих процедур совместно помочь органам управления банком "Югра" на сегодня реализовать максимум возможных полномочий для того, чтобы удовлетворить требования вкладчиков сверх 1,4 млн руб. Полагаю, что это возможный путь. Спасибо.

Дмитрий Ионин:

Вопрос Эльвире Сахипзадовне и Руслану Николаевичу Вестеровскому.

В настоящее время у нас сложилась такая ситуация, что рынок крупных кредитов является фактически монопольным, то есть считанное количество банков, и в основном банков с государственным участием выдают такие кредиты просто потому, что только они имеют на это ресурсы.

В результате отсутствия конкуренции в кредитные договоры могут кабально включаться условия как комиссии за досрочный возврат кредитов, которые достигают порой нескольких процентов от суммы кредита, учитывая, что мы говорим о крупных кредитах, это существенные суммы, и, допустим, за рубежом если применяется подобная практика, то ставка там в разы меньше, если не в десятки раз.

Какие планы у руководства ЦБ и Совета директоров? В рамках работы Совета директоров будете ли вы обращать внимание на данную проблему, и есть ли какие-то мысли, идеи по поводу как пресекать подобную практику?

Эльвира Набиуллина:

Действительно, тоже важнейший вопрос обеспечения справедливой конкуренции на финансовом рынке, учитывая, что у нас банки разного размера, часть банков с государственной собственностью, и важно избежать того, чтобы клиентам банков – физическим лицам, юридическим лицам – навязывали продукты и, пользуясь монопольным положением, завышали ставки, либо наоборот. Поэтому мы сейчас в банке развиваем новое направление надзора, так называемый поведенческий надзор, для того чтобы бороться в том числе с этими вопросами и недобросовестной продажей финансовых продуктов и особенно в случаях, как вы говорите, монопольного положения, и целая программа мер есть, и Совет директоров будет рассматривать это.

Руслан Николаевич, если хотите добавить, пожалуйста.

Руслан Вестеровский (заместитель Председателя Центрального банка Российской Федерации):

– Мы со своей стороны будем делать серьезную подготовку специалистов, которые развивают эти направления, через университет Банка России и другие институции. Спасибо.

Федот Тумусов:

У меня вопрос к Сергею Михайловичу Игнатьеву.

Уважаемый Сергей Михайлович, вы один из самых опытных членов Совета директоров и, видимо, ваши заслуги неоспоримы. Центробанк – это, конечно, финансовый мост и центр управления всеми финансами страны и в то же время он сосредоточил в своих руках огромные функции по управлению экономикой страны или функции, которые влияют на развитие экономики.

В то же время ответственность Центробанка не так чётко прописана. И в связи с этим вопрос. Как вы объясните или прокомментируете это противоречие: неограниченные полномочия Центробанка и в то же время отсутствие ответственности за развитие экономики? И вы, как член Совета директоров, как будете способствовать развитию экономики нашей страны? Спасибо.

Сергей Игнатьев:

Спасибо, Федот Семёнович.

Мне казалось, что наша ответственность в законодательстве прописана достаточно чётко. Первое.

Второе. Мы всеми силами стараемся поддержать развитие российской экономики, иногда получается хорошо, иногда не очень хорошо, но мы стараемся это делать и делаем. Главный наш вклад, конечно, заключается в том, что мы поддерживаем инфляцию на стабильно низком уровне. И второе – это обеспечение финансовой стабильности. Спасибо.

Заключительное слово Анатолия Аксакова:

- Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги!

Комитет предлагал ограничить количество вопросов для кандидатов в Совет директоров Центрального банка. Но на Совете Государственной Думы Вячеслав Викторович предложил не ограничивать количество вопросов, поскольку это важно. И от решения Совета директоров многое в нашей жизни зависит. Председатель Госдумы оказался абсолютно прав. Те вопросы, которые поднимались, отражают озабоченность нашего общества и через депутатов доносятся до Председателя Центрального Банка и до членов Совета директоров.

Большинство вопросов касается денежно-кредитной политики. Сейчас у нас как раз вместе с рассмотрением проекта бюджета на предстоящий период рассматриваются и основные направления. Мы уже провели одно заседание экспертного совета. Предстоят заседания рабочей группы. Всех вас приглашаю на эти заседания, поскольку от денежно-кредитной политики зависит финансовая стабильность, инфляция и условия экономического роста.

Хотел бы два слова сказать о вопросах, связанных с Югрой, поскольку было и поручение Председателя Государственной Думы по тому, чтобы максимально представить информацию тем, кто является кредиторами обанкротившегося банка, и много обращений от вас, коллеги, в наш комитет с просьбой дать максимум информации по этому поводу.

Решение Центрального банка об отзыве лицензии состоялось ещё в августе прошлого года, а после этого начались очень долгие судебные процедуры. Это беспрецедентный случай, когда решение о банкротстве было принято более чем через год после решения Центрального банка. И, естественно, в этот период работала только временная администрация, а конкурсные процедуры, формирование конкурсной массы не происходило. Вот недавно совсем произошло, состоялось решение суда – уже окончательная инстанция приняла решение. И теперь уже возможно формирование конкурсной массы. Мы рассчитываем на то, что всё-таки временная администрация отслеживала ситуацию. И она позволит уже тем, кто будет заниматься конкурсным производством, максимально эффективно формировать конкурсную массу для того чтобы рассчитаться хотя бы со вкладчиками этого банка.

Я хотел бы также ещё раз повторить предложение комитета поддержать всех кандидатов в Совет директоров Центрального банка и проголосовать за эти кандидатуры открытым голосованием.

Спасибо за внимание.

Центральный Аппарат партии
Телефон: (495) 787-85-15
Факс: (495) 959-35-86
Пресс-служба
партии
Раб. тел.: +7 (495) 783-98-03
Моб. тел.: +7 (916) 249-49-47
(только для СМИ)
Общественная приемная
фракции "СР" в Госдуме
Конт. тел: (495) 629-61-01
Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2018