О партии
Идеология
Лица
Деятельность
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Антон Беляков о статусе фактических брачных отношений

26 июля 2018

26 июля Государственная Дума отклонила в первом чтении проект федерального закона № 368962-7 "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации" (по вопросу о статусе фактических брачных отношений). С докладом по данному законопроекту выступил его автор, член Совета Федерации Антон Беляков:

– Добрый день, уважаемые коллеги!

Вашему вниманию представляется проект федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации".

Суть законопроекта заключается в том, чтобы дать возможность урегулировать семейные споры после разрыва отношений людей, которые не находятся в официально зарегистрированном браке.

Я, если позволите, немножко отвлекусь сейчас от, что называется, текста и от сухих юридических терминов, для того, чтобы пояснить вам суть.

Существует общественное явление – незарегистрированные браки. Мы можем по-разному к этому общественному явлению относиться, но, к сожалению, сегодня, по разным данным, порядка 50% россиян живут в незарегистрированных браках. Я подчеркиваю, они не считают себя любовниками, они не считают себя людьми, которые встречаются, я имею в виду только тех, которые сами себя считают супругами.

Если мы обратимся к данным Всероссийского центра исследования общественного мнения, то они приводят следующие цифры: 83% опрошенных россиян сообщили, что для них семья – это самое важное. При этом получается, что приблизительно половина этих граждан живут, повторяю, в незарегистрированных гражданских браках, считают себя супругами, представляются супругами, отмечают дни своего знакомства, вместе живут, отдыхают, рожают детей. Кстати, в Москве в прошлом году родилось 45% младенцев в незарегистрированных браках.

Повторяю, мы можем по-разному относиться к этому явлению, но что делать, оно существует, причем это не только российская, но и мировая тенденция.

Эта проблема носит уже сугубо юридический характер, а именно урегулирование имущественных споров, когда такие отношения заканчиваются. Как быть, если люди, которые любили друг друга, но не поставили тот самый штамп в паспорте, должны распределить свое имущество, прекратить совместное хозяйство?

Что ещё и более важно – это вопрос обеспечения имуществом ребенка, потому что, когда у детишек папа и мама поставили штамп в паспорте, и они расходятся, есть одни правовые последствия, и эти детишки одним образом защищены Гражданским кодексом, Семейным кодексом и российским законодательством. А вот если папа и мама жили вместе, а потом решили расстаться, но у них нет того самого штампа, то, к сожалению, наше государство и российский суд вынуждены расписаться в том, что правовых оснований для того, чтобы защитить интересы ребёнка, к сожалению, нет.

Повторюсь, этот вопрос не только российский, этот вопрос был урегулирован в европейском праве, в Великобритании, в Соединённых Штатах Америки. Я могу очень большой список стран привести, где этот вопрос был урегулирован, это десятки стран мира.

Суть законопроекта заключается в очень простой, если, повторяю, абстрагироваться от юридических терминов, концепции. Если люди, которые проживали вместе, которые считали себя супругами, но не зарегистрировали свой брак, решили расстаться, это их право. Если они решили жить вместе, это тоже их право, и мы не можем в это вмешиваться. Но в том случае, если они не смогли договориться о том, как они прекращают совместное проживание и совместное ведение хозяйства, если в этих отношениях ещё есть ребёнок, и если одна из сторон решила всё-таки пойти в суд, то суть законопроекта заключается в том, чтобы дать право суду в том случае, если эти люди проживают вместе более пяти лет, в том случае, если в этих отношениях есть ребёнок более двух лет, защитить интересы ребёнка так же, руководствуясь Семейным кодексом, как если бы это был зарегистрированный брак.

Вы знаете, я в парламенте с 2003 года так или иначе, я никогда не видел такого количества фейков, которые рождались вокруг этого законопроекта. Его как только не называли: приравнивание гражданского брака к официальному, легализация сожительства, легализация любовников и любовниц. Отдельные представители профильного комитета, находящиеся в этом зале, не читая законопроект, заявляли журналистам, что мы предлагаем принудительно регистрировать браки.

Уважаемые коллеги, друзья мои, ни о чём этом речь не идёт, речь идёт только о том, чтобы защитить право ребёнка. Повторюсь, в Москве почти 40% детей рождаются в незарегистрированных браках и необходимо защитить их с точки зрения российского законодательства так же, как если бы этот ребёнок родился у папы и мамы, поставивших тот самый пресловутый штамп в паспорте.

Мы можем сейчас спорить с вами о том, после какого срока можно считать, что люди, проживающие вместе, считающие себя супругами, совместно ведущие хозяйство и воспитывающие детей, могут считаться супругами? В Германии это один год, во Франции чуть больший срок. Мы назвали срок в пять лет для того, чтобы уже никаких сомнений не было.

Можем поспорить ко второму чтению, я не возражаю, но повторяю, на мой взгляд, в этом присутствует определённое ханжество. И Бог бы с ним, если бы это ханжество было со стороны просто обывателей, но мы с вами законотворцы, не должно быть такого, когда 40% детишек не защищены Семейным кодексом. Раз уж есть такое общественное явление, как незарегистрированные "гражданские браки", мы должны защитить этих детей.

Не могу не упомянуть, что представители крупнейших религиозных конфессий, в том числе Русской православной церкви, поддержали этот законопроект.

У них были свои доводы, они говорили о том, что есть церковные браки, когда люди считаются супругами перед Господом, но не считаются, к сожалению, супругами перед государством, люди, которые прошли обряд венчания, но не зарегистрировали свои отношения, например, если речь идёт о храмах Русской православной церкви за рубежом. Понятно, что до московского ЗАГСа они не добрались.

Я понимаю, что у нас есть некоторые противоречия. Повторяю, мы можем спорить и о том, какие сроки можно считать достаточными. Но я убеждён в том, что мы эти противоречия можем урегулировать ко второму чтению. И, повторяю, этот вопрос во всём мире урегулирован, мы не можем его проигнорировать. Спасибо.

Центральный Аппарат партии
Телефон: (495) 787-85-15
Факс: (495) 959-35-86
Пресс-служба
партии
Раб. тел.: +7 (495) 783-98-03
Моб. тел.: +7 (916) 249-49-47
(только для СМИ)
Общественная приемная
фракции "СР" в Госдуме
Конт. тел: (495) 629-61-01
Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2019