О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Федот Тумусов, Олег Шеин и Олег Николаев выступили с комментариями к законопроекту об изучении родных языков

19 июня 2018

 см. также ↓

19 июня Государственная Дума рассмотрела и приняла в первом чтении проект федерального закона № 438863-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части изучения родного языка из числа языков народов Российской Федерации и государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации). От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" по данному законопроекту выступили Федот Тумусов, Олег Шеин и Олег Николаев.

Федот Тумусов:

Уважаемые депутаты Государственной Думы! У нас 85 субъектов Российской Федерации, языков народов России – 277, из них статус государственных языков имеет 22 субъекта. И сегодня на поле боя вынесен вопрос и статуса этих языков и многие поняли это как объявление войны изучению родных языков народов Российской Федерации.

Не знаю, изначально или, начиная со времен строительства Вавилонской башни, всевышний установил многообразие языков и это объективная реальность. В Конституции Российской Федерации закреплено, что республика есть государство в составе Российской Федерации, есть там и статус государственных языков субъектов Федерации, но Правительство Российской Федерации, а конкретно Министерство образования не обеспечило разработки и применения федеральных государственных образовательных стандартов по изучению государственных языков субъектов Федерации. И что получилось? То, что произошло в некоторых республиках, Иосиф Сталин охарактеризовал бы как головокружение от успехов или как перегибы на местах. Но авторы законопроекта, образно говоря, раскачали и накренили лодку совершенно в другую сторону. Они предлагают изучение родных языков, по крайней мере, в тексте так написано, из обязательной части образовательной программы перенести на факультативную часть и при нашем знаменитом бюрократизме, и особом чиновничьем рвении все это рано или поздно фактически привело к запрету изучения родных языков, мы это уже проходили.

Для величия России ни то, ни другое не подойдет. Величие России не в единообразии, величие России в разнообразии, в разнообразии народов и языков, единства многообразий.

Ко второму чтению необходимо внести существенные изменения в законопроект. Изучение государственных языков субъектов Федерации должно быть обязательной частью образовательных программ при существенном приоритете русского языка как общегосударственного родного языка, при этом не должно быть нарушения прав человека, насильственного принуждения. Считаю, что обучение государственному языку республики должно регулироваться законом соответствующей республики, при этом ФГОС должен регулировать верхнюю планку количества часов обучения государственному языку субъекта, например, три часа, принцип добровольности должен быть соблюден заявительным путем, но не заявлением о согласии учить государственный язык, а наоборот – заявлением об отказе учить государственный язык.

За данный текст я не могу голосовать, но после второго чтения, я надеюсь, ситуация кардинально изменится. Спасибо.

Олег Шеин:

– Наверное, вот о чем в первую очередь надо сказать. Понятна логика тех коллег, которые выступают за то, чтобы не был нанесен ущерб преподаванию, обучению русского языка как основного государственного языка в нашей стране. И в этом контексте, я полагаю, нет людей, которые бы этому оппонировали.

Вместе с тем, я считаю, что языки, считающиеся государственными в ряде субъектов Российской Федерации, ни в коем случае не должны быть оттеснены в категорию факультативных. Почему? Во-первых, дети, которые являются билингвами, они, очевидно, гораздо лучше впитывают информацию не только языковую, но и в более широком контексте. И билингвизм способствует развитию левого полушария головного мозга, и развитию человека вообще.

Во-вторых, понимание иного языка, кроме русского, для русских детей, проживающих в республиках, очевидно, очень важно в рамках общей гармонизации национальных отношений в нашей стране, поскольку, когда человек хорошо знает иную, не свою только культуру, а язык является стержнем этой культуры, то это, безусловно, способствует и гармонизации межнациональных отношений, в первую очередь в Российской Федерации, если мы говорим о ней.

В том контексте, как закон выглядит сегодня, предлагаемый к первому чтению, я, например, читаю его следующим образом, что семья может выбирать как родной язык один. Русский язык, естественно, в эту категорию входит. Поэтому есть риски, что другие языки, кроме русского, они автоматом могут уйти в категорию необязательных к обучению.

В этом контексте я понимаю полностью обеспокоенность коллег, которая здесь высказывалась. Я ее разделяю, я ее поддерживаю. Считаю, что ко второму чтению обязательно должна быть интегрирована поправка о том, что органы власти субъектов Федерации, в которых признаны государственными языками иные, кроме русского, должны получить право этот язык делать обязательным к обучению в рамках общеобразовательного процесса в школах соответствующих территорий.

Что касается опасений, касающихся семей военных. Да, военные – уважаемые люди. Но сколько у нас военных? Миллион человек. Населения в стране 140. Давайте будем считаться все-таки с общими задачами развития. Я думаю, что ребенок из военной семьи, который переезжает из одного региона с родителями в другой и хотя бы в рамках первого курса, первого класса национального языка территории потихонечку им овладевает, он тем самым расширяет свой кругозор и свои познания. В этом нет никакой катастрофы, а, наоборот, есть развитие этого человека и развитие его интеллектуального потенциала в будущем.

Олег Николаев:

Уважаемые коллеги, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" также поддержит данный законопроект в первом чтении. И, конечно, прежде всего, хочу сказать как один из авторов данного законопроекта, что мною были проведено множество встреч, как в своем регионе, так и в соседних регионах, национальных республиках. И многие предложения, многие опасения, они в принципе учтены в том проекте постановления, которое выработано по итогам работы рабочей группы. Здесь я хочу еще раз выразить огромную благодарность Вячеславу Алексеевичу (Николав, председатель Комитета по образованию и науке – Прим.ред.) лично и всем остальным членам рабочей группы, которые очень плодотворно поработали. Но самое главное, я, на чём хочу заострить внимание.

 mp4 

Текст законопроекта явился, наверное, неким логическим продолжением большой аналитической и экспертной работы в связи с поставленными задачами или в связи с поручениями Президента страны в области преподавания родных языков, что позволило выявить и обобщить те текущие вопросы и проблемы в области преподавания родных языков в различных регионах.

В связи с этим, соответственно, в рамках работы над законопроектом, в рамках работы рабочей группы, на мой взгляд, выработаны очень и очень хорошие решения, которые позволят существенно улучшить ситуацию, а самое главное гарантировать и поднять на новый качественный уровень преподавание родных языков.

Кроме того, из этих дискуссий, на чём хочу акцентировать внимание, о чём сегодня ещё не говорилось, это желание или просьба самого профессионального сообщества, преподавателей о том, чтобы всё-таки был наведён порядок в этой сфере. Потому что после прошлогоднего поручения, после множества проверок органов прокуратуры ещё в образовательных учреждениях до сих пор не налажен или, скажем так, не урегулирован вопрос преподавания родных языков.

На мой взгляд, в ходе этой работы мы выявили самое главное – важность преподавания родных языков.

Здесь я бы хотел привести одну цитату, которая чётко и глубоко выражает эту мысль: "Если с человеком говорить на языке, который он понимает, то ты говоришь с его головой. А если говорить с ним на его родном языке, то ты говоришь с его сердцем". То есть в данном случае, на мой взгляд, это как раз показывает то, что родной язык как раз является, изучение родных языков, их сохранение, а через изучение родных языков мы, сохраняя самобытность народов России, конечно же, развиваем богатство и силу России.

Завершу своё выступление словами: "Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек", говорило очень много известных людей, в том числе Антон Павлович Чехов и много других известных писателей.

Спасибо за внимание.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International