О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Елена Мизулина о расширении перечня уголовно наказуемых деяний в сфере сексуальной эксплуатации детей

26 февраля 2016

 см. также ↓

26 февраля Государственная Дума в первом чтении рассмотрела проект федерального закона № 113185-6 "О внесении изменений в статью 2421 Уголовного кодекса Российской Федерации в целях противодействия обороту порнографической продукции с использованием несовершеннолетних и (или) среди несовершеннолетних и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в части легального определения правовых понятий и расширения перечня уголовно наказуемых деяний в сфере сексуальной эксплуатации детей). С докладом по данному законопроекту выступила член Совета Федерации ФС РФ Елена Мизулина:

 mp4 

– Уважаемый Сергей Евгеньевич (Нарышкин, Председатель ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги!

Я благодарю за доверие и предоставленную мне возможность выступить от имени авторов с докладом по этому законопроекту. Во-первых, об истории работы над законопроектом. Я напомню очень кратко, что только за девять лет, за пятый и шестой созывы Думы состоялось 150 событий, сопровождающихся на разных уровнях принятием решений по этому законопроекту. Сначала в рамках прохождения так называемого антипедофильского законопроекта, который был принят в феврале 2012 года, кроме положений, которые легли в основу рассматриваемого законопроекта.

Данный законопроект был внесён в Государственную Думу депутатами Государственной Думы в июле 2012 года. После неоднократных попыток рассмотрения его на пленарном заседании в декабре 2014 года Сергей Нарышкин поручил своему заместителю Сергею Железняку организовать совещание с участием представителей заинтересованных министерств и ведомств. Было проведено восемь заседаний, восемь редакций текста, достигли единодушия по каждому из пунктов, которые вызывали споры. Представленная редакция и есть этот согласованный вариант, который был подписан и заверен ещё в июле 2015 года.

Что в законопроекте нового? Два момента. Первый связан с введением определения, что такое детская порнография. Это специальный термин. Сама уголовная ответственность за оборот детской порнографии существует уже давно, с момента принятия Уголовного кодекса. Ну, там вносились потом ещё изменения.

И второе, что новое в этом законопроекте, это отнесение к подведомственности Следственного комитета России расследование дел, связанных с оборотом детской порнографии.

Об определении детской порнографии. Два примечания к статье 242.1, которая устанавливает уголовную ответственность за оборот детской порнографии. Первое примечание даёт само определение, что это материалы или предметы, содержащие любое изображение или описание в сексуальных целях, либо обнажённых половых органов несовершеннолетнего, либо полового акта несовершеннолетнего, либо полового акта или иных действий сексуального характера с участием несовершеннолетнего, иные действия сексуального характера, это статья 132 УК РФ, это всё определено, либо совершеннолетнего лица изображающего несовершеннолетнего, реально совершающего или имитирующего половое сношение.

Второе примечание к этой статье предусматривает, какие материалы или предметы не подпадают под названное определение детской порнографии. Это то, что используется в учебном процессе, что имеет художественную, культурную ценность и так далее.

И второй момент, связанный с определением. Данное определение соответствует международным стандартам, более пяти международно-правовых актов, под которыми Россия, либо участвовала в принятии, либо подписан и готовится к ратификации.

Данный законопроект очень актуален, особенно в связи с распространением интернета. Детская порнография, обращаю внимание, не случайно относится к преступлениям международного характера, фактически, как преступления, совершённые во время войны, потому что представляют собой грубое нарушение прав ребёнка, мешают его гармоничному развитию и воспитанию, а это значит, фактически, уничтожение будущего человечества. Специальное законодательство против детской порнографии есть в подавляющем в большинстве стран мира.

Почему такое единодушное отношение? Потому что детская порнография порождает нездоровый сексуальный интерес к детям, создавая предпосылки для реальных контактов с ними. Детская порнография – это часть субкультуры педофилов и представляет для них не только материальную, но и коллекционную ценность, и чтобы пополнить свои коллекции педофилы не останавливаются ни перед чем, даже перед растлением собственных детей.

По данным зарубежных экспертов, у 83% задержанных владельцев детской порнографии были изъяты картотеки с изображениями детей от 6 до 12 лет. У 40% – это дети от трех до пяти лет. И у каждого пятого – дети до трёх лет.

По данным международной организации "Инхоуп", объединяющей в борьбе с детской порнографией 45 стран, ежегодно число обращений и жалоб на детскую порнографию, особенно в интернете, увеличивается в два раза. То есть темпы распространения детской порнографии, к сожалению, ужасающие.

Одна из причин, конечно, – это интернет, но не только, а вторая причина – это общее падение нравственности и, собственно, трепетного отношения к детям.

И замечу, что для России особенно опасно, что у нас нет жёсткого заслона от детской порнографии, то, что сегодня детская порнография изготавливается самими детьми, в основном это возраст 13-15 лет. Конечно, вовлекают в это совершеннолетние, в основном в интернете. Дети за 300-400 рублей себя снимают или своих товарищей, эти снимки продают за 300-400 рублей, и размещают в основном в соцсетях. Совершенно очевидно, что это новое явление. Ребенка не привлечёшь к уголовной ответственности за такие вещи, они делают это, конечно, не для того, чтобы какие-то свои сексуальные интересы удовлетворять. Поэтому нам нужно искать варианты решения этой проблемы.

Одна из них – определение детской порнографии, которого, как ни странно, нет. Уголовное законодательство не может работать без определения основных терминов, на которых оно строится, иначе произвол и усмотрения очень велики.

Мы благодарим Комитет за то, что он поддержал данный законопроект, но есть два замечания. Одно о том, что формулировки носят оценочный характер и могут привести к неоднозначному толкованию. Вы меня извините, но есть доля лукавства в таком аргументе о неопределенности. Действующий-то УК вообще термин не определяет. И каждый применитель может толковать его в меру своей испорченности, как говорится. Отсутствие термина ставит правоприменителя в ситуацию законодателя, где он сам должен толковать закон, подменяя нас с вами. И нередко правоприменитель предпочитает просто эту норму не применять, поэтому так широко распространена детская порнография.

Ну и конечно, относительно того, что примечание два выводит ряд материалов и предметов из-под понятия "порнографические материалы". Якобы это не урегулировано. Всё урегулировано, коллеги. Федеральный закон об образовании, в котором 18, 19, 83, 84 статьи четко определяют, и что такое федеральный образовательный стандарт, образовательная программа, при каких условиях и кто разрешает использование наглядных методических, учебных пособий и материалов. Поэтому всё урегулировано. Вообще, закон начинается со слов или терминов. Если они не определены, то закон слабый, он разваливается. Это как здание кирпичное строить, когда нет кирпичей. Что будет, если на половине кирпичей будут дыры? Оно развалится. Поэтому то, что сегодня мы делаем, вводя это определение, очень важно.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024