О партии
Идеология
Лица
Деятельность
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Депутаты фракции "СР" задали вопросы министру промышленности и торговли Денису Мантурову

20 мая 2015

 см. также ↓

20 мая в Государственной Думе в ходе "правительственного часа" перед депутатами выступил Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров. Вопросы министру задали Михаил Сердюк, Евдокия Бычкова, Александр Тарнавский. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступил Михаил Емельянов.

Михаил Сердюк:

– Денис Валентинович, во-первых, хотел бы отметить открытость вашего министерства, которая проявляется в организации плановой работы с фракциями. Вы задали планку, пример всем другим министерствам. Теперь они начинают следовать и действовать в таком же ключе.

Вот мой вопрос относительно казённых предприятий, которых в вашем ведомстве находится порядка 20. Это, по сути, предприятия, находящиеся под прямым государственным управлением, той степени эффективности, которая нам известна. И как вы считаете, в современных рыночных условиях насколько оправдано сохранение такой формы предприятий и действие именно в таком статусе, как казённое предприятие? Спасибо.

Денис Мантуров:

– Михаил Иванович, во-первых, с днём рождения вас. Я думаю, что всем надо присоединиться.

Что касается казённых предприятий. У нас таковых не 20 даже, а 23. Конечно, это не самая современная организационно-правовая форма, но при этом хочу напомнить, для чего мы с вами их создавали в период с 2006-2008 года. В первую очередь для того, чтобы мы сохранили коллективы, технологии тех производств, которые обеспечивают стабильность производства. В основном, это пороховые производства, производства твёрдого топлива для ракет. И речь идёт о национальной безопасности.

Но при этом за последние два года ситуация изменилась с учётом, во-первых, увеличения гособоронзаказа и выполнения предприятиями модернизации, которая позволила им получать заказы со стороны гражданского сектора. И уже 7 предприятий вышли не только на самоокупаемость, уже вышли в прибыль. В этом году мы рассчитываем, что прибыльными будут 10 предприятий и именно эти предприятия мы планируем на объединение, на, соответственно, внесение в крупные интегрированные структуры, в том числе в Госкорпорацию "Ростех", которая сегодня объединяет пороховые предприятия. И мы исходим из того, те предприятия, которые будут полностью рентабельные и прибыльные, они поменяют свою правовую форму. Что касается федеральных казённых предприятий, которые останутся, а, может быть, даже добавятся, в зависимости от экономической ситуации, которая будет у нас в стране.

Спасибо.

Евдокия Бычкова:

– Уважаемый Денис Валентинович. Предложения по введению налоговых преференций для новых предприятий – это очень хорошее решение Министерства промышленности, но как всегда, мы опираемся в механизм его реализации.

Скажите, кто будет разбираться, каким именно предприятиям нужны эти налоговые каникулы, а каким нет?

И второй вопрос. Промышленный город Липецк потерял во время перестройки новой России пять заводов союзного значения, крупнейших заводов: трубный завод, станкостроительный, который выпускал станки с ЧПУ и в 40 стран мира поставлял, металлургический завод. Осталась площадка Липецкого тракторного завода, где ещё нет торгового центра. Вы сказали, что количество тракторов увеличилось на 57% , смотря, конечно, какая база, считать.

Скажите, что предполагается в развитии тракторостроения и есть ли перспективы у площадки бывшего Липецкого тракторного завода?

Денис Мантуров:

– Евдокия Ивановна, что касается вопросов, связанных с преференциями, которые заложены в Законе "О промышленной политике...", их достаточно большое количество. Мы с вами вместе это отрабатывали и исходим из того, что и налоговые каникулы, которые поддержаны Министерством финансов, в ближайшее время завершатся все процедуры внесения в Налоговый кодекс изменений, поскольку закон должен вступить в силу с 1 июля этого года. А также специальные инвестиционные контракты, на которые мы достаточно серьёзно рассчитываем, которые будут уже имплементироваться и в 44-й, и в 223-й федеральный закон, которые будут мотивировать предприятия вкладывать средства для развития, для производства продукции, которой государство будет обеспечивать, соответственно, их приобретение.

Но когда вы говорите, кто будет в основном интересоваться или заботиться об этом, конечно, заботиться об этом должны, в первую очередь, регионы. И мы так, собственно, свою промышленную политику сегодня и строим, что региональная и федеральная промышленная политика должны быть едиными.

Мы подписали на сегодняшний день соглашения с 50 регионами и в ближайшее время завершим до конца эту работу. Провели три уже стажировки по 15 человек с руководителями органов, которые отвечают в регионах за промышленную политику, за торговлю. И мы считаем, что те люди, которые теперь на местах вооружены полностью знаниями, пониманием, как развивать это направление, будут своевременно информировать предприятия, находящиеся в регионах для того, чтобы они могли воспользоваться этой возможностью.

Что касается Липецкой области, какие-то предприятия уходят, какие-то развиваются, это процесс перманентный. Что касается металлургии, то самый крупный как раз металлургический комбинат находится именно в Липецке, и вокруг него создаётся достаточно большое количество средних и малых предприятий, которые обеспечивают, таким образом, выполнение задач основного производства.

Что касается тракторов, я сказал о том, что развиваются и увеличили объём производства именно российские модели. И мы исходим из того, что липецкое предприятие не является исключением, мы отдельно займёмся этим вопросом. Спасибо.

Александр Тарнавский:

– Уважаемый Денис Валентинович, в Послании Президента, оглашённом Владимиром Путиным, нам показалось, красной нитью прошла в рамках промышленной политики идея создания новых производств. Ну а для этого, как известно, нужны подготовленные площадки и транспортная инфраструктура.

Наметило ли после Послания ваше министерство конкретные практические шаги с тем, чтобы тезис президента превратить в жизнь? Спасибо.

Денис Мантуров:

– Александр Георгиевич, спасибо.

Это очень важное направление. Собственно, с чего мы начинали параллельно, занимаясь подготовкой законопроекта о промышленной политике, параллельно формировали подпрограмму по развитию индустриальных парков, которая на сегодняшний день достаточно неплохо развивается. Это и есть то, о чём вы говорите, в части создания производственной инфраструктуры для того, чтобы новые предприятия, размещая свои производства, не думали о том, как им подключиться к электричеству, к воде, к канализации и так далее. Для этого регионы и управляющая компания индустриальных парков будут организовывать промышленно-производственную инфраструктуру, которой будут предприятия пользоваться. И на сегодняшний день уже существует и создано 75 индустриальных парков, работающих в России, причём, только за последние два года сформирован ещё 21 индустриальный парк. Мы увеличили численность работающих в этих индустриальных зонах на 25 процентов за последние два года. Исходим из того, что это действительно очень востребованное направление, заложили инструменты поддержки в госпрограмме, провели и в прошлом году конкурсы, довели средства до индустриальных управляющих компаний, индустриальных парков. В этом году также проведём до конца конкурсы и предоставим такие субсидии.

Более того, согласовано решение с Министерством финансов в части компенсации затрат через полученные федеральные налоги регионам, которые будут вкладывать и уже вложили средства региона на создание таких индустриальных зон. Поэтому я считаю, в совокупности всех этих мер, она будет наиболее эффективна.

Спасибо.

Михаил Емельянов:

– Уважаемый Денис Валентинович, уважаемые коллеги! В начале своего выступления мне хочется поддержать министерство. При общем нашем крайне негативном отношении к правительству, прежде всего, к социально-экономическому блоку, Министерство промышленности и торговли представляет собой приятное исключение.

Именно Минпромторг занимается реальным импортозамещением. Именно Минпромторг демонстрирует реальную озабоченность экономическим, прежде всего, промышленным ростом. Именно Минпромторг решает задачи поддержки и защиты отечественного производителя.

Мы видим, что министерством разработаны отраслевые планы импортозамещения. Мы видим реальные шаги по реализации положений закона о промышленный политике, который мы с вами приняли, прежде всего, по созданию Фонда поддержки промышленности. Это очень важно.

Хотя, конечно, нынешняя ситуация в промышленности вряд ли нас сможет удовлетворить, и министр озвучил цифры спада – минус 3 процента. Но вряд ли мы можем это поставить в вину Минпромторгу.

Что касается Минпромторга, по-моему, оно сделало всё, чтобы этого не было. Наши критические стрелы должны быть адресованы нашему Центробанку и нашему Министерству финансов, потому что девальвация создала более выгодные, чем прежде, условия для работы нашей промышленности. Наши товары становятся более конкурентоспособными, прежде всего, по цене. Но для того, чтобы эти преимущества были реализованы, нашим предприятиям нужны дешёвые кредиты, дешёвые деньги. И денежно-кредитная политика, проводимая Центробанком, бюджетная политика, которую инициирует наш Минфин, душит российскую экономику и не позволяет реально обеспечить экономический рост, более того, провоцирует спад.

И вот такая политика Минфина в отношении финансов и политика Центробанка, которая провоцирует высокую цену денег, по сути дела, сводит на нет те усилия, которые предпринимают другие ведомства и, в том числе Минпромторг по поддержке российской промышленности, по экономическому росту.

И поэтому если мы хотим, чтобы наша промышленность росла, необходимо одну простую вещь сделать – насытить экономику деньгами, сделать более дешёвые кредиты и тогда те преимущества и те заделы, которые есть в нашей промышленности, они будут реализованы.

Более конкретные замечания касаются, прежде всего, государственных закупок, здесь уже звучала эта тема. Мы считаем, что потенциал импортозамещения в госзакупках используется недостаточно, по сути, существует очень много лазеек, чтобы обойти те требования о преференции отечественных товаров при госзакупках. Это касается и понятия "аналога отечественной продукции" и понятия "конкурентоспособности" и так далее. И импортные закупки по-прежнему достаточно велики.

Это касается, в том числе и тех отраслей, которые могли бы обеспечить экономический рост. Вот у меня есть данные, что в нефтеперерабатывающей отрасли за последнее время доля закупок отечественной продукции выросла с 3 до 40%, если учитывать и услуги.

Ну вот в угольной промышленности ситуация пока не очень меняется и ситуация по-прежнему такова, что там очень велики закупки по импорту.

Нас также беспокоит и имитация импортозамещения. Зачастую мы провоцируем приход иностранных инвесторов, которые здесь, на нашей территории начинают производить товары, причём степень локализации очень низка, которые составляют реальную конкуренцию нашим отраслям и нашим предприятиям.

Это касается и производства, сборочного производства комбайнов, сборочного производства вертолётов. Например, непонятно, зачем нам здесь производить "Августу" или "Бэлл", когда у нас есть свои хорошие заделы в вертолетостроении.

Поэтому вот такое импортозамещение, псевдоимпортозамещение нам не нужно. Нам нужно поддерживать свои отрасли, прежде всего, те, которые обладают хорошим потенциалом – это, в том числе и строительство, вернее, развитие железнодорожного транспорта.

В этой связи хочу обратить ваше внимание, Денис Валентинович, на очень тревожную ситуацию, которая сложилась на Тверском вагонно-строительном заводе, надо поддержать это предприятие, потому что если его не поддержать, то до половины работников будет сокращено уже к концу этого года.

И если говорить о регулировании торговых сетей, мы предпринимаем довольно большие шаги в этом направлении. Но, может быть, стоит подумать о создании национальной крупной ретейлинговой компании, которая работала бы в транснациональном масштабе не только в России, но и за рубежом. Это было бы хорошим каналом для вывода наших товаров на зарубежные рынки, прежде всего тех, которые производятся малыми и средними предприятиями.

А в целом же я подтвержу, что наша фракция довольно позитивно относится к деятельности Министерства промышленности и торговли и готова к активному взаимодействию. Спасибо.

Центральный Аппарат партии
Телефон: (495) 787-85-15
Факс: (495) 959-35-86
Пресс-служба
партии
Раб. тел.: +7 (495) 783-98-03
Моб. тел.: +7 (916) 249-49-47
(только для СМИ)
Общественная приемная
фракции "СР" в Госдуме
Конт. тел: (495) 629-61-01
Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2020