О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Анатолий Шеин о ситуации с пожарами

24 апреля 2015

 см. также ↓

На пленарном заседании Госдумы 24 апреля от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Анатолий Шеин:

– Уважаемый Александр Дмитриевич (Александр Жуков, Первый заместитель Председателя ГД – Прим.ред.), уважаемые коллеги! С 2010 года по 2014 год в Российской Федерации зарегистрировано 814 тысяч 560 пожаров, на которых погибло 57 тысяч 364 человека, травмы различной степени тяжести получили 59 тысяч 854 человека, прямой материальный ущерб составил более 78 миллиардов рублей. Огнем уничтожено 221 тысяча строений, а также 41 тысяча единиц техники.

Кроме того, практически каждый год происходят пожары с массовой гибелью людей, имеющие широкий общественный резонанс.

2015 год. Пожар в Институте научной информации по общественным наукам РАН, город Москва, уничтожены редчайшие экземпляры книг. В марте текущего года в торговом центре "Адмирал", город Казань, погибло 17 человек.

Последние события. В Хакасии пожарами уничтожена 1 тыс. 423 жилых дома в 38 населенных пунктах, погибло 34 человека, пострадало более 7 тыс. человек, ущерб составил более 8 млрд. рублей, но это ещё не конечная цифра.

Расследования данных пожаров свидетельствуют, что причинами их возникновения, развития до крупных размеров и наступления тяжких последствий, как правило, являются грубейшие нарушения требований пожарной безопасности на объектах защиты их собственниками или арендаторами, а также невыполнение элементарных правил пожарной безопасности.

Также имеют место отдельные проблемные вопросы, связанные с эффективностью работы в этой области надзорных органов.

В постановлении правительства №290 от 2012 года "О федеральном государственном пожарном надзоре" установлена предельная численность сотрудников Федеральной противопожарной службы, осуществляющих функции Федерального государственного пожарного надзора в количестве 21 тысяча ПО единиц.

Вместе с тем штат сотрудников ГПН, по состоянию на ноябрь 2014 года, составлял только 16 тысяч единиц, при этом в рамках проводимых в МЧС России организационно-штатных мероприятий, указанная численность сокращена ещё на 20 процентов. То есть численность на сегодня составляет 12 тысяч 812 человек.

Снижение численности составило 40 % и это ещё не предел. В ближайшее время будет сокращена группа надзора в региональных центрах, которая осуществляла контроль за региональными властями. Сегодня это государственное око просто сокращают.

Таким образом, несмотря на то, что правовые основы деятельности органов ГПН МЧС России, как одного из основных элементов надзорных органов страны, определены нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации. В настоящее время решения, связанные с их дальнейшем развитием, принимаются на ведомственном уровне.

Кроме того, в течение последних нескольких лет в отношении надзорных органов принят ряд ограничительных мер, в первую очередь направленных на снижение административных барьеров в развитии предпринимательской деятельности.

Применительно к деятельности органов ГПН России, к этим мерам можно отнести Федеральный закон №232 2006 года "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которым с 01.01.2007 года из их полномочий исключены права по осуществлению надзора на стадиях строительства объектов.

Также в настоящее время в МЧС России прорабатывается вопрос о передаче части полномочий по осуществлению ГПН на уровне субъектов Российской Федерации, что может привести к непоправимым последствиям: у регионов просто нет денег, чтобы организовать эти службы.

Существенные ограничения установлены Федеральным законом №294, 2008 года "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (муниципального) контроля".

Все это, безусловно, направлено на развитие бизнеса, а в конечном итоге, повышению экономической безопасности страны. Однако, с другой стороны, снижает роль государства в деле борьбы с пожарами, что негативно отражается на состоянии пожарной безопасности в целом.

В соответствии с Федеральным законом №69 "О пожарной безопасности", обеспечение пожарной безопасности является одним из важнейших функций государства.

В данной связи, учитывая складывающуюся ситуацию, необходимо принятие дополнительных законодательных мер, направленных на обеспечение устранения уровня пожарной безопасности.

Как отмечалось выше, с 1 января 2007 года из уполномоченных органов ГГШ исключены права по осуществлению надзора на складе строительства объектов.

Согласно статье 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не допускается осуществление иных видов государственного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, кроме государственного строительного надзора.

При этом в постановлении Правительства № 54 2006 года "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" установлено, что если при строительстве, реконструкции объектов, капитальном строительстве предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, то органом государственного строительного надзора в рамках государственного строительного надзора осуществляется федеральный государственный пожарный надзор.

В результате сложилась ситуация, когда органы государственного строительного надзора осуществляют контроль за строительством, принимают объект в эксплуатацию, а органы ГПН МЧС России осуществляют надзор на данных объектах только после их приёмки в эксплуатацию и только через три года после их пуска. При этом в ходе расследования резонансных пожаров и проверок противопожарного состояния взятых под надзор объектов, выявляются факты нарушения требований пожарной безопасности, допущенных на стадии строительства и ввода объектов в эксплуатацию. В первую очередь это связано с отсутствием в их штатах квалификационных специалистов в области противопожарного нормирования, имеющих соответствующее специальное образование.

Таким образом, учитывая, что на должностных лиц органов государственного строительного надзора законодательством возложена функция осуществления нескольких видов надзоров, предлагается установить квалификационные требования к их профессиональному уровню, в том числе по наличию специального пожарно-технического образования.

Кроме того, необходимо рассмотреть вопрос о внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и закон "О пожарной безопасности", и иные отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения категории объектов защиты с наибольшей степенью опасности в зависимости от угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, для которых на стадии приёмки объектов в эксплуатацию предусмотреть осуществление федерального государственного пожарного надзора органами государственного пожарного надзора МЧС России на предмет соответствия объектов защиты к требованиям пожарной безопасности.

На сегодняшний день законодательством не предусмотрена ответственность строительных саморегулируемых организаций за действия своих членов, повлекших убытки, вызванные необходимостью устранения нарушений требований пожарной безопасности, допущенных в результате проектирования и строительства, а также ущерб от пожара, причинённого возникновением или масштабным развитием, послужившим таким нарушениям.

Одним из важных направлений деятельности является обучение мерам пожарной безопасности. Статьёй 25 Федерального закона № 69 "О пожарной безопасности" установлен порядок обучения мерам пожарной безопасности работников организаций, работающего населения и детей, обучающихся в образовательных организациях. Вместе с тем наибольшее количество пожаров (а их 70 процентов) и гибели на них людей (это 90 процентов) происходит в жилье. Однако порядок обучения населения мерам пожарной безопасности по месту жительства, в том числе неработающего населения, федеральным законом не определён.

Учитывая изложенное, необходимо дополнить статью 25 Федерального закона № 69 "О пожарной безопасности" положением, возлагающим на Правительство Российской Федерации обязанность по установлению порядка обучения населения мерам пожарной безопасности по месту жительства. При этом предложить МЧС России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработать и внести на утверждение проект постановления Правительства Российской Федерации об утверждении положения об организации обучения населения в области обеспечения пожарной безопасности.

Что касается малых предприятий, критерии отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к указанным категориям установлены Федеральным законом № 209 от 2007 года "О развитии и малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". К ним относятся: доля их участия в уставном капитале, средняя численность работников за предыдущий календарный год и выручка от реализованных товаров и работ. Однако фактическое состояние пожарной безопасности объектов защиты, которые могут эксплуатировать эти организации, не взаимосвязано со статусом.

В настоящее время малые предприятия могут иметь в собственности потенциально опасные объекты: крупные торговые центры и гостиничные комплексы. Запреты, ограничения проверки этих организаций, несоблюдение ими требований законодательства могут привести к необратимым последствиям. В настоящее время сложилась неблагоприятная обстановка по контролю за самовольным строительством. В целях выявления и пресечения незаконной эксплуатации объектов самовольного строительства необходимо наделить органы местного самоуправления соответствующими полномочиями по решению вопросов местного значения путём внесения изменений в 131-й закон.

В настоящее время отсутствуют механизмы экономического стимулирования субъектов бизнеса по решению вопросов обеспечения пожарной безопасности и эксплуатации объектов.

Сегодня остро стоит вопрос о развитии альтернативных государственных видов пожарных служб, ведомственной, частной и муниципальной пожарной охраны. Сегодня настало время, когда есть необходимость для развития других видов пожарной охраны, спасательных служб. Это позволит сэкономить значительные суммы бюджетных средств.

И в заключение, уважаемые коллеги, пользуясь случаем, разрешите мне поздравить с великим праздником – Днём Победы, пожелать нашим ветеранам здоровья, благополучия, всего доброго и процветания нашей любимой, уважаемой Родины под названием Россия. С праздником вас, уважаемые друзья!

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International