О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Отчет о проделанной работе Секции по экологии Экспертного совета фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" на период весенней сессии 2014 года

20 июня 2014

 см. также ↓

(руководитель секции –
Бычкова Е.И. – член Комитета ГД по природным
ресурсам, природопользованию и экологии)

1. Первое общее заседание рабочей группы секции по экологии

14 февраля 2014 года в Государственной Думе ФС РФ состоялось первое общее заседание рабочей группы секции по экологии Экспертного совета фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".

Заседание прошло в оживленной форме, поскольку, экология, природные ресурсы, бытовые отходы и т.д. – темы, заинтересованность в которых с каждым днем все больше и больше возрастает в обществе и государстве.

Партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ уделяет огромное внимание вопросам природопользования, экологической безопасности, охране окружающей среды, и т.д. И, не случайно, была создана секция по экологии, в которую вошли видные общественные деятели, известные ученые, специалисты-экологи с разных субъектов Российской Федерации (такие как: Андрей Николаевич Нагибин – Председатель правления Всероссийской общественной организации "Зеленый патруль"; Максименко Юрий Леонидович – Заместитель Председателя Комитета РСПП по экологии и природопользованию; Расторгуев Валерий Николаевич – доктор философских наук, академик РАЕН, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, заместитель главного редактора журнала "Трибуна русской мысли", Лауреат Премии Правительства РФ в области науки и техники (2006), автор Экологической доктрины РФ, принятой Правительством РФ в 2002 году; Сухопаров Сергей Владимирович – главный эколог г. Владимира; Рыжков Михаил Гаврилович – главный санитарный врач Белгородской области; Есина Елена Александровна – Директор Центра системных экологических исследований и т.д.).

На протяжении нескольких месяцев, предшествующих первому общему заседанию рабочей группы, депутат Государственной Думы Е.И. Бычкова – член Комитета ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии – руководитель секции провела предварительные беседы конструктивного характера практически со всеми членами секции. Встречи получились насыщенные, интересные и продуктивные. На них было получено много материала и конкретных предложений по изменению и улучшению экологической обстановки в России.

14 февраля члены секции обсудили общие вопросы, вопросы организационного порядка, предварительный план работы секции, внесли свои предложения по кандидатурам в секцию, поделились своими соображениями по изменению законодательства в области экологической политики и прородопользования, делегировали выступающего на первое Пленарное заседание Экспертного совета.

17 февраля на Пленарном заседании Экспертного совета секцию представлял Рогинко Сергей Анатольевич – руководитель программы экологических исследований Института Европы РАН, член рабочей группы по вопросам устойчивого развития и экологической безопасности (в рамках Большой восьмерки), он поведал аудитории наиболее острые экологические проблемы, определил задачи секции, рассказал о концептуальных моментах ее работы.

2. Планы и перспективы

Планируется, что заседания секции по экологии будут проходить ежеквартально.

Также предусмотрено проведение круглых столов и рабочих встреч с членами секции.

Планом работы секции предусмотрено участие членов Экспертного совета в экологических мероприятиях, проводимых Общественной Палатой РФ, министерствами РФ, комитетами ГД и общественными организациями; проведение круглых столов по темам:

1 "Об инициативе принятия федерального закона "О природном и культурном наследии Приладожья".

3. "Правовое регулирование нормирования сбросов сточных вод в водные объекты (в т.ч. через централизованные системы водоотведения): работа над ошибками" в Общественной Палате РФ

4. "Устойчивое ресурсосбережение: проблемы и перспективы (вопросы правового регулирования государственной политики в области ресурсосбережения и экологического развития Российской Федерации) в Общественной Палате РФ.

Кроме того, членами секции планируется в период весенней и осенней сессии разработать и внести законопроекты:

– "О Ладожском и Онежском озерах"

– "О медицинских, биологических и фармакологических отходах";

– "О ресурсосбережении";

– "Об общественном экологическом контроле";

- Региональный блок пилотных законопроектов "Крым", а также

поправки:

– Поправки в Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О водоснабжении и водоотведении";

– Поправка в ст. 65 Водного Кодекса;

– Поправки в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (закон о МСУ) от 06.10.2003 N131-ФЗ (ст.16) и другие законодательные акты;

– Поправка в ТК (в части определения статуса инженера по охране окружающей среды на предприятии);

– Поправка в 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", в части, касающейся экологического аудита, и другие законодательные акты

– Поправки в Федеральный закон от 30.03.1999 N52-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в части касающейся понятийного аппарата (ст.1 и новой ст. Требования к разработке и реализации генеральных схем санитарной очистки территорий).

3. Реальные дела

По поручению Руководителя Фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (вх. № 002-ЭС) члены секции по экологии Экспертного совета фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", рассмотрели обращение Брызгалина П.В.

По мнению экспертов секции, тема, озвученная в обращении, на протяжении нескольких лет активно поднимается общественностью, а проблема, поставленная в письме автора не только экологическая, природноресурсная, внешнеэкономическая, но и этическая и геополитическая.

Суть проблемы заключается том, что в 22.05.2012 г. в Федеральном агентстве по недропользованию состоялся конкурс на право пользования Еланским и Елкинским участками недр, содержащими медно-никелевые руды, находящимися в Новохоперском районе Воронежской области. Победителем признано ООО "Медногорский медно-серный комбинат", принадлежащее ОАО "Уральская горно-металлургическая компания". 26.07.2012 г. ООО "Медногорский медно-серный комбинат" получило лицензии на геологическое изучение, разведку и добычу медно-никелевых руд на участках недр федерального значения Еланское и Елкинское. Еланское и Елкинское рудопроявления известны с 60-х годов прошлого века. Однако до настоящего времени решение об их разработке не принималось в силу агропромышленного профиля региона, сложности залегания полезных ископаемых и близости природоохранных объектов.

При разработке медно-никелевого месторождения в Воронежской области не учтены экологические угрозы и риски изменения структуры природопользования; вывод из обращения плодородных почв; сокрытие истинных данных о ресурсах; нарушение порядка землепользования; позиция населения и другие важные вопросы.

При оформлении лицензий допущено серьезнейшее нарушение. В то время, как важнейшее условие конкурса – это переработка концентрата на металлургических мощностях за пределами Воронежской области, в лицензии ВРЖ 15395 ТР заложены следующие обязательства: по объемам, основным видам работ и срокам их проведения Недропользователь обязан обеспечить: (...) к) не позднее 25 июля 2022 года завершение строительства металлургического завода по переработке концентрата с учетом новых технологий и современных требований по безопасности и охране окружающей среды.

В данной лицензии не указано место строительства металлургического комбината, что дает возможность расположить крайне опасное производство вблизи от Еланского и Елкинского месторождений. Данная ошибка должна была быть исправлена по заявлению представителя Минприроды, но общественности до сих пор не представлены варианты действующих лицензий.

Срыв сроков при начале реализации лицензий зафиксирован протоколами наблюдателей с участием местной власти и заключением прокуратуры Новохоперского района. 25 января 2013 г. ММСК должен был начать работы на территории месторождений. Данные работы были начаты только в феврале 2013 г. на Еланском месторождении и летом 2013 г. – на Елкинском. Дальнейший перенос сроков работ декларировался УГМК, однако, как уже отмечено выше, новых лицензий общественности не представлено.

Уже более двух лет продолжаются массовые выступления местного населения против решения о разработке Еланского и Елкинского медно-никелевых месторождений, находящихся на юго-востоке Воронежской области. В Новохоперске, Борисоглебске, Урюпинске, самом Воронеже проходят многотысячные митинги, собирающие в небольших городах до 85% местных жителей. Всего за два года протестов прошло более 60 митингов и общественных мероприятий.

Согласно данным опроса населения Новохоперского района, проведенного Институтом социологии РАН в октябре 2012 года, 98% жителей считают проект вредным, а треть граждан готова преступать закон в борьбе против данного производства.

С момента начала работ на участках противостояние с местным населением ужесточилось: в первые же сутки появления буровой установки на поле 8 февраля 2013 г., произошла стычка между экоактивистами и руководством ООО "Воронежгеология".

22 июня 2013 г. состоялся массовый митинг вблизи с Еланским участком, после которого более 3 тысяч человек направились к территории геологоразведки, сломали незаконно установленный забор. В этот момент на участках была подожжена техника. В результате инцидента компания понесла потери около 50 млн рублей, никто из рабочих, геологов или охраны не пострадал.

В настоящее время на базе Воронежской Областной думы работает общественный совет по вопросам, связанным с планами разработки Еласнкого и Елкинского месторождений. Совет стал площадкой трансляции официальной позиции по данной ситуации, в него введено большое количество сторонников разработки месторождений, ограничено количество представителей местных жителей и независимых ученых.

В федеральных и региональных СМИ постоянно появляется больше число публикаций, содержащих ложные сведения о противниках проекта, по районам добычи распространяется печатная продукция, содержащая дезинформацию про участников протеста.

Члены секции по экологии Экспертного совета фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", пришли к выводу, что поскольку Правительством РФ принято решение (с нарушениями законодательства об учете мнения жителей региона) о разработке недр
Воронежской области (проведен конкурс, ведется доразведка месторождений) необходимо подвергнуть ревизии целесообразность этого решения.

Для этого, необходимо направить запросы в Счетную Палату России, Генеральную прокуратуру РФ, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в администрацию области и проверить качество экологической экспертизы; правильность проведения конкурса и причины чрезмерной заинтересованности руководства области в этом проекте на предмет коррупции (в области не восстановлен огромный потенциал советского периода высокотехнологических и инновационных производств и научных организаций, чья деятельность могла бы возродить и экономику региона и улучшить социально-экономические условия его жителей).

Эксперты также предложили вынести на рассмотрение экологической секции экспертного совета или круглый стол вопрос "О состоянии разработки никелевых месторождений в Воронежской области с учетом требований экологического и природноресурсного законодательства Российской Федерации". По итогам обсуждения сформулировать предложения для руководства Совета.

"Черные дыры" и "абсурды" природоохранного законодательства.

21 мая Секция по экологии Экспертного совета фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Государственной Думе ФС РФ провела расширенное заседание, с участием депутатов Государственной Думы, представителей РСПП, ОАО "ГМК "Норильский никель", Центра инноваций и высоких технологий "Концепт" и др.

Тема для дискуссии была выбрана очень сложная и животрепещущая: "О неудовлетворительном состоянии системы управления природоохранной деятельностью и путях выхода из тупика на основе Экологической промышленной политики Российской Федерации, подготовленной Российским союзом промышленников и предпринимателей".

Вела заседание Председатель Секции по экологии Экспертного совета фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", член комитета ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии Евдокия Бычкова.

На собрании присутствовали первый заместитель руководителя фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", председатель Экспертного Совета фракции Михаил Емельянов, а также заместитель председателя комитета ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии Анатолий Грешневиков.

Вниманию собравшихся директор Центра инноваций и высоких технологий "Концепт" Захирджан Кучкаров представил результат научного исследования всей законодательной и нормативной базы, касающейся системы экологического нормирования в Российской Федерации.

По его словам, из 800 законов и нормативных актов, призванных обеспечить целостность окружающей среды, многие были выпущены без юридических обоснований, часть содержат некорректные или двусмысленные понятия, а 218 терминов вообще не имеют определений. Например, никто не знает, что означает такое определение, как "волновые свойства погоды". Были названы и так называемые "абсурды", накопившиеся в системе природоохранного регулирования. Например, система работает так, что гендиректорам предприятий сейчас проще платить штрафы, чем закупать систему очистных фильтров.

Член Центрального Совета партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ член комитета ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Юрий Селиванов рассказал о том, что сам он, когда был директором белгородского предприятия, первым делом, без всякого давления со стороны Минприроды, распорядился закупить фильтры для очистки воздуха. "Нам пришлось отдать прибыль за пять лет, – рассказал Юрий Селиванов, – но мы гарантировали, что люди будут дышать чистым воздухом".

В своих выступлениях участники заседания отметили, что промышленное предпринимательское сообщество провело анализ сложившегося природоохранного законодательства и практики природоохранной деятельности на промпредприятиях и пришло к выводу, что:

(1) существующая система государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды не обеспечивает достижения качественной среды обитания,

(2) основана на принципе "нулевого воздействия", что нереализуемо для промышленности,

(3) не обеспечивает реального перехода предприятий на современные технологии, скорее затрудняет его,

(4) не встроена в процессы стратегического планирования развития территорий и отраслей,

(5) игнорирует необходимость достижения баланса экономических, экологических и социальных интересов,

(6) исключила ответственность госорганов и должностных лиц за состояние среды обитания, за причинение ущерба предприятиям, а значит, экономике страны,

(7) не восприняла проведенные в стране реформы и возникшие гражданско-правовые институты, что не дает возможности применять современные организационные, правовые и финансовые механизмы,

(8) не обеспечивает выполнение экологических обязательств РФ по международным договорам, в том числе, в случае присоединения РФ к Организации экономического сотрудничества и развития.

С такой неэффективной системой управления в сфере охраны окружающей среды дальше мириться нельзя!

Бизнес-сообщество включилось в создание новой системы управления качеством окружающей среды, как системы экологического развития страны. Членами Секции по экологии Экспертного совета фракции "СПР" совместно с РСПП были проведены исследования, в частности, было привлечено более 70 специалистов по различным направлениям деятельности, связанных как с развитием экономики, в том числе промышленности, энергетики и т.д., так и специалистов в сфере охраны окружающей среды, опыт и знания которых заложили в Экологическую промышленную политику (далее – ЭПП), одобренную Бюро Правления РСПП в марте 2014 г.

Для справки член секции по экологии Максименко Ю.Л. (инициатор данного мероприятия – Заместитель Председателя Комитета РСПП по экологии и природопользованию) отметил, что ЭПП – это точка зрения экологически ответственного бизнеса на то, какую политику в сфере охраны окружающей среды он хотел бы, чтобы государство проводило по отношению к промышленности.

Стержнем ЭПП является идея создания механизмов и инструментов по достижению экологического баланса потребностей/интересов общества в развитии социальной сферы, обеспечении благоприятного качества окружающей среды при сохранении темпов поступательного промышленного развития. Для этого в ЭПП сформирован курс на расширение применения в управлении охраной окружающей среды гражданско-правовых институтов.

Выступающие отметили, что одной из главных задач, которую придется нам всем вместе решать, являются накопленные в сложившейся системе природоохранного регулирования понятийные проблемы и противоречия. И они неустранимы принятием отдельных законов (например, законопроектом о наилучших технологиях).

Громоздкость норм, правил и процедур нормирования, выдачи разрешений, платы, контроля, экспертизы не рационализируема без межведомственных скоординированных действий.

По мнению членов Секции по экологии Экспертного совета фракции "СПР", необходима масштабная экологическая реформа на законодательном, институциональном, организационном и научном уровнях.

В новой системе регулирования необходимо, прежде всего, сконструировать современные правовые механизмы достижения баланса экономических, экологических и социальных интересов на территории ведения хозяйственной деятельности, основанные на сочетании публично-правового и частноправового регулирования. Реализация данной цели позволит повысить эффективность регулирования, снизить административные барьеры для бизнеса, создать условия для устойчивого социально-эколого-экономического развития.

Эксперты отметили, что сформированная заново политика в области экологического развития должна обеспечивать:

(1) государственное регулирование и институциональное обеспечение выработки баланса потребностей/интересов при планировании развития территорий;

(2) предотвращение и разрешение конфликтов сторон: предприятие, государство, население;

(3) выработку экологически обеспеченных решений на региональном и муниципальном уровнях;

(4) упрощение администрирования за счет сокращение перечня объектов, подлежащих экологическому контролю, перечня нормируемых и контролируемых загрязняющих веществ, сокращение списка предприятий-плательщиков и др.;

(5) передачу части полномочий по выдаче разрешений, по установлению нормативов качества окружающей среды и допустимой антропогенной нагрузки субъектам Федерации;

(6) восстановление компенсационной функции платы;

(7) разработку методик доказательства и оценки вреда / ущерба; перестроение правовой системы урегулирования вреда; внедрение возвратного механизма платы и т.д.

Но для того, чтобы новое пробило себе дорогу в будущее необходимо расчистить противоречия и устранить пробелы в действующем природоохранном законодательстве, которые эксперты секции назвали "абсурдами".

Провести оптимизацию функций регулирования и полномочий федеральных и региональных органов исполнительной власти, муниципальных образований и приступить к созданию и поэтапному введению в жизнь Экологического кодекса РФ, построенного на ясных принципах и точно выверенных, правильно сформированных понятиях.

Было отмечено, что промышленное предпринимательское сообщество уже начало эту работу, в частности, создана Рабочая группа бизнес-объединений (РСПП, ОПОРЫ России, Деловой России, Ассоциации Европейского бизнеса), подготовлен, рассмотрен и одобрен первый пакет предложений бизнес – объединений по устранению пробелов и противоречий норм и правил природоохранного законодательства, приводящих к возникновению конфликтных ситуаций (абсурдов) в правоприменительной практике, которые направлены в Правительство РФ в соответствии с договоренностью, достигнутой на встрече с Председателем Правительства РФ в Листвянке в июне 2013 года.

В итоге, выступающие пришли к единодушному мнению, что принципиальным вопросом ликвидации пробелов и противоречий является наличие в стране организационной структуры, способной разрешать сформировавшиеся проблемы на межведомственном уровне.

По итогам мероприятия, участники приняли решения:

1. Принять к сведению сообщение представителей РСПП "О неудовлетворительном состоянии системы управления природоохранной деятельностью и путях выхода из тупика на основе Экологической промышленной политики Российской Федерации, подготовленной Российским союзом промышленников и предпринимателей" (прил. 1 и 2).

2. Поддержать усилия промышленного предпринимательского сообщества по разработке новой системы управления качеством окружающей среды, как системы экологического развития страны.

3. Признать факт наличия в природоохранном законодательстве значительного количества пробелов и противоречий норм и правил, приводящих к возникновению конфликтных ситуаций (абсурдов) в правоприменительной практике.

4. Поддержать усилия бизнес-объединений по подготовке предложений по устранению пробелов и противоречий норм и правил природоохранного законодательства, приводящих к возникновению конфликтных ситуаций (абсурдов) в правоприменительной практике.

5. Считать целесообразным, поддержать предложение о создании межведомственной Рабочей группы во главе с заместителем Председателя Правительства РФ по устранению пробелов и противоречий норм и правил природоохранного законодательства, приводящих к возникновению конфликтных ситуаций (абсурдов) в правоприменительной практике.

Исп. Захарова Вера Игоревна –
Ответственный секретарь Секции по экологии
Т. 89164138668

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024