ДОБИТЬСЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ГОСУДАРСТВА ПО КАПРЕМОНТУ

Выступления

Гаджимурад Омаров о прошедших в сентябре выборах глав российских регионов

20 октября 2017

На пленарном заседании Государственной Думы 20 октября от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Гаджимурад Омаров:

– Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич (Жуков, (Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.).

Я бы хотел сказать несколько слов в связи с прошедшими в сентябре выборами глав ряда российских регионов. Хочу напомнить вам, что на сегодняшний день 11 миллионов граждан в десяти регионах России не имеют такого избирательного права. Речь идёт о республиках Северного Кавказа, Республики Крым и автономных округах. На мой взгляд, такое положение дел нарушает конституционное право граждан участвовать в управлении делами государства, в формировании его органов, а также нарушает принципы равноправия граждан и субъектов Российской Федерации.

Когда прямые выборы глав регионов были отменены, этого права были лишены в одинаковой мере все граждане России, поэтому не было особых возражений. Сегодня общественно-политическая ситуация в стране изменилась, народ в указанных регионах крайне возмущен неравенством: почему они не могут выбирать руководителей регионов, а другая часть России может.

Некоторые утверждают, что население этих регионов еще не созрело для выборов главы региона. Странно получается, для выборов Президента мировой державы созрели, а для выборов главы региона еще нет. По Конституции народ является единственным источником власти, и он должен решать, как избирать главу своего региона, но по данному вопросу в регионах не было проведено ни одного референдума. Желая укрепить собственную власть, руководители ряда регионов, при первой возможности, не учитывая мнение народа, вновь вернулись к парламентскому способу избрания.

Ситуация усугубляется и тем, что в большинстве указанных регионов были отменены и прямые выборы глав городов и районов, их отмену мотивировали экономией бюджетных средств, затрачиваемых на проведение выборов, хотя экономить надо не на правах своих сограждан, а на собственных аппетитах.

Таким образом, в одних регионах страны граждане обладают всей полнотой избирательного права, а в других фактически ее лишены. Руководители регионов получили легитимный способ для укрепления своих кланово-семейных империй, устранения неугодных и конкурентов. В условиях отсутствия конкурентной борьбы на местах происходит деградация политической культуры, из-за отсутствия выборности и контроля со стороны народа главы регионов и городов расслабились и попросту не работают.

Народ, видя безальтернативность, не ходит на предсказуемые выборы, они чаще выходят на акции протеста, причем в большинстве своем по социальным причинам, это происходит по причине резкого падения эффективности государственных и муниципальных органов, а также из-за отсутствия у народа правовой возможности влиять на их работу.

Как итог, прошедшие в сентябре прямые выборы глав регионов продемонстрировали нам крайне низкую явку – в среднем 30 %. Отсутствие выборности и конкуренции на всех уровнях власти порождает политическую апатию у старшего поколения, протестность – у молодежи, отчуждение власти и народа и неэффективное государственное и муниципальное управление.

Особенно негативный эффект отмены прямых выборов глав наблюдается на Северном Кавказе, это регион с тысячелетней историей демократии, но местные чиновники считают себя выше этих традиций. Отмена прямых выборов на Северном Кавказе не привела к улучшению социально-экономической ситуации, не остановила терроризм, не сняла социальную напряженность, не понизила дотационность, но существенно ухудшила положение с соблюдением прав граждан и качеством государственного и муниципального управления.

К власти на местах и в региональных структурах пришли руководители, не имеющие доверия общества, которые в кризисной ситуации не могут выйти к людям и общаться с ними, они руководствуются не интересами населения, а экономическими интересами своих кураторов. Отсутствие прямых выборов глав муниципальных образований не позволяет сформироваться будущему кадровому составу региона.

В качестве примера, к чему приводит отсутствие выборности, приведу Республику Дагестан – это наиболее ущемленный в избирательных правах регион.

В новейшей истории в Дагестане ни разу не проводились прямые выборы главы региона. Обратите внимание: ни один из назначенных глав Дагестана не дослужил до конца своего срока. При каждом новом назначении главы Дагестана преобразования в республике заканчивались банальным перераспределением должностей и финансовых потоков.

Низшей точки политической деградации Дагестан достиг под руководством предыдущего главы региона. За последние пять лет дотации в бюджет республики увеличились в два раза. Каковы же отдачи? Бедность в Дагестане за последние пять лет выросла в 1,5 раза. В республике один из самых высоких показателей безработицы по стране. Средняя зарплата в республике в два раза ниже, чем в среднем по России. По уровню ВРП на душу населения республика занимает 74-е место среди регионов России. Несмотря на то, что в республике с помпой открывались школы, больницы, садики, их общее количество снижалось.

Я считаю, проблема в том, что дагестанская власть во главе с бывшими руководителями была заинтересована в банкротстве республики. Чем хуже они работали, тем больше средств выделял центр. Федеральный центр все эти годы финансировал проблемы республики, а не их решение.

Растет социальная напряженность. За последние пять лет в республике прошли сотни протестных акций, в которых приняли участие более 100 тысяч граждан, но республиканские власти всевозможными способами пытались их подавлять вместо того, чтобы прислушаться к ним и решать проблемы. Соответственно, выбирать своих лидеров нельзя, собираться мирно и отстаивать свои права нельзя, а ходить на выборы с заранее готовыми результатами нет смысла.

Что остается гражданам? В Дагестане процветает политическая коррупция. К выборам с подачи администрации главы республики не были допущены ряд популярных в народе политиков и партий, искусственно созданы конфликты в городах Буйнакске, Дербентском, Ногайских районах Дагестана, где власть вопреки желанию населения продвигала своих ставленников. Повсеместно главы городов и районов заменяются без учета мнения народа, по уровню эффективности госуправления Дагестан на последних местах. В среднем вклад дагестанского чиновника в развитие регионов в три-четыре раза ниже, чем у его коллеги в других регионах.

Чем больше говорилось о борьбе с клановостью, тем больше её становилось. Десятилетиями кланы убеждали Москву, что несоблюдение принципа национального квотирования может привести к межнациональным конфликтам. Я с полной ответственностью заявляю, что это шантаж с целью сохранить свою власть и добиться покровительства Москвы. Никаких реальных угроз межэтнических конфликтов в республике нет.

Долгие годы кланы Дагестана занимались тем, чтобы выжигали в регионе внутренние предпосылки для развития, а именно интеллектуальные ресурсы, созидательную энергию и запросы общества на развитие. Это делалось под предлогом борьбы с коррупцией и терроризмом, но приводило к убийствам журналистов, общественных и политических деятелей. Кланы не желали позитивных перемен, потому что в новых условиях они окажутся невостребованными.

Начатая несколько лет назад борьба с коррупцией не принесла ожидаемых результатов, но общий уровень коррупции, наоборот, вырос. Таким образом, мы видим, что данный способ формирования региональной и муниципальной власти безнадёжно устарел и в нынешних политических и экономических условиях неэффективен.

Говоря о назначении в Республику Дагестан в качестве врио главы Республики Дагестан Владимира Васильева, я не могу обойти стороной национальные отношения и национальную политику государства. Долгие годы не занимались подготовкой национальных кадров на федеральном уровне, и по этой причине сформировался кадровый дефицит среди дагестанцев-управленцев, на которых можно было бы возложить руководство республикой.

В руководстве высших федеральных исполнительных органов власти нет ни одного дагестанца. Дагестанцы – это 2,5 % от населения России, и они по принципу равного доступа к госслужбе должны занимать как минимум две руководящие должности в федеральных исполнительных органах власти, и несколько заместителей.

По этой причине Кремлю сложно сформировать резерв, которому можно доверить управление республикой, ему вынужденно приходится опираться на старые проворовавшиеся кланы. И эта проблема касается не только дагестанцев, не представлены в должной мере на федеральном уровне также башкиры и татары. Поэтому прежде чем соблюдать национальное квотирование в регионах, надо его соблюсти на федеральном уровне. Без реализации такого подхода российский федерализм бесперспективен.

Владимиру Васильеву в первую очередь в Дагестане надо восстановить конституционный строй и вернуть дагестанцам право выбирать. На каждой встрече с населением меня просят поднять этот вопрос в Государственной Думе. Большинство дагестанцев выступают за возврат прямых выборов. Аналогичного мнения придерживается население и других регионов, лишённых такого права.

Возврат прямых выборов позволит преодолеть пропасть между властью и населением, восстановить доверие, авторитет, позволит контролировать региональную власть не только сверху, но и снизу. Чтобы восстановить доверие населения, необходимо самим начать доверять населению.

Также я предлагаю создать рабочую группу из депутатов Государственной Думы с целью проработать и рассмотреть механизмы прямых выборов глав регионов, муниципальных районов и городов.

Спасибо за внимание.

См. также

темы:

Пленарное заседание Госдумы,
20 октября 2017

персоналии:

Омаров Гаджимурад Заирбекович

Важно

Льготы для пенсионеров МВД

Госдума приняла в первом чтении законопроект депутатов фракции "СР", который устанавливает приоритетное право на получение единовременной социальной выплаты для уволенных на пенсию сотрудников органов внутренних дел, имеющих детей с инвалидностью.

Борьба с коррупцией в госзакупках

ГД единогласно приняла в первом чтении законопроект "О внесении изменения в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", одним из авторов которого является Сергей Миронов.

Прогрессивное налогообложение

Руководитель фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Госдуме Сергей Миронов и депутаты фракции внесли в ГД проект федерального закона "О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части введения прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц".

Социальный Манифест Партии СР

В преддверии выборов 18 марта 2018 года Партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ выступает с программным манифестом, адресованным будущему Президенту России на период 2018-2024 гг.

IX Съезд Партии СР

25 декабря в Москве состоялся IX Съезд Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ. Главным его итогом стало решение не выдвигать кандидата от СР на выборах Президента РФ в 2018 году и поддержать кандидатуру действующего главы государства Владимира Путина.

Итоги-2017

На пленарном заседании Госдумы 22 декабря от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением о негативных и позитивных итогах 2017 года выступил руководитель фракции Сергей Миронов.

Отстранение РФ от Олимпиады-2018

Исполком Международного олимпийского комитета 5 декабря вынес решение об отстранении сборной России от участия в Олимпийских играх 2018 года в Пхёнчхане. Представители СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ уверены в том, что это решение – политическая провокация. По их мнению, выступление на Олимпиаде в Южной Корее под нейтральным флагом – унижение для России.

Сергей Миронов: все время на службе России

ПАРТИЯ ДЕНЬ ЗА ДНЁМ

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

янв

фев

мар

апр

май

июн

июл

авг

сен

окт

ноя

дек

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2018