О партии
Идеология
Лица
Деятельность
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Заседание Палаты депутатов партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ

26 февраля 2014

26 февраля в столичной гостинице "Украина" состоялось заседание Палаты депутатов партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ на тему: "Институт местного самоуправления – ключевой элемент российского гражданского общества". C докладами выступили Председатель Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, руководитель партийной фракции в Госдуме Сергей Миронов и Председатель Совета Палаты депутатов, Заместитель Председателя Госдумы Николай Левичев.

Участники заседания – депутаты разных уровней, главы поселений из разных регионов России – рассказали о проблемах самоуправления на местах, представили предложения по законодательному совершенствованию в этой сфере.

По мнению депутата Архангельского областного Собрания Юрия Шарова, без должного финансового обеспечения работы сельских поселений придется переходить на одноуровневую модель местного самоуправления. Необходимо устранить, в частности, дублирование вопросов местного значения для поселений и муниципальных районов, дифференцировать перечень вопросов местного значения для поселений в зависимости от уровня их социально-экономического развития. Он также призвал конкретизировать ФЗ № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", т.к. многие проблемы на местах возникают из-за размытых формулировок.

Игорь Умербаев, депутат Законодательного Собрания Новосибирской области, говоря о проблеме культуры принятия коллегиальных решений, предложил ввести отдельные дисциплины в школе, формирующие умение дискутировать и принимать решения. Он призвал законодателей решить основную проблему местного самоуправления – несоответствие полномочий и ответственности уровню финансирования.

Депутат Совета депутатов города Луховицы Московской области Людмила Белышева отметила, что без налогов, которые остаются в местном бюджете, представителям местного самоуправления работать очень трудно. Она поделилась опытом работы со старшими по домам, уличкомами, представителями малого бизнеса.

Михаил Емельянов, первый заместитель руководителя фракции "СР" в Госдуме, уверен, что установление народного контроля над местной бюрократией остается важнейшей задачей. При этом никакая другая партия кроме СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ решить эту проблему не сможет. Он отметил, что начал работать Экспертный совет фракции, его секция по местному самоуправлению, куда можно направлять свои предложения. Парламентарий также рассказал о недавней инициативе СР – законе о муниципальной полиции, который предлагает сделать выборными участковых и начальников местных отделений милиции.

Глава Розинского городского поселения Коркинского района Челябинской области Дмитрий Андреев рассказал, что вынужден был сократить администрацию, чему способствовало несовершенство 131 ФЗ. "Предприятия регистрируются в Москве, областном центре и налоги в местный бюджет не платят. А нужно добиться, чтобы деньги поступали в местный бюджет", – заявил он.

Виталий Климов, депутат Совета народных депутатов Россошанского муниципального района Воронежской области, назвал большой проблемой "кумовство" в местных органах власти. Он также предложил ввести в 131 ФЗ статью о культуре.

Депутат Брянского городского Совета народных депутатов Сергей Курденко констатировал, что, главная угроза самоуправлению на местах – бюрократия, которая видит в нем угрозу своим полномочиям. Существует тенденция – "сконцентрировать ресурсы вверху, а ответственность отдать вниз". Нужен комплекс мер по муниципальному просвещению граждан, отметил депутат. На законодательном уровне необходимо уйти от размытых формулировок, касающихся полномочий органов власти и самоуправления, а также создать условия, исключающие "бессмысленное циркулирование средств от бюджетов на более высокие уровни и возвращение их в качестве бюджетных трансфертов". Также, по мнению оратора, у местного самоуправления должно быть право распоряжения землями.

Евгений Самуйлов, депутат Псковской городской Думы, убежден, что сейчас "не надо трогать 131 ФЗ закон". Т.к. его могут изменить люди, которые к местному самоуправлению отношения не имеют. Изменения нужны в Бюджетный и Налоговый кодекс – тогда, считает депутат, снимутся многие вопросы. Он также считает важным прекратить принятие правовых актов, которые возлагают затраты на местное самоуправления в тех случаях, которые не учтены региональными бюджетами. Евгений Самуйлов предложил на срок полномочий органов местного самоуправления закреплять за ними все доходные источники и не уменьшать их даже тогда, когда они перевыполняются.

Глава муниципального образования "Кош-Агачский район" Республики Алтай Ауельхан Джаткамбаев отметил сложности выстраивания отношений местного самоуправления на местах с различными учреждениями, которые подчиняются региональным властям. Он также отметил, что действующее законодательство не обеспечивает жизнедеятельности скотоводов, в частности, руководимого им района. "Необходим закон об отходном животноводстве", – резюмировал выступающий.

Ирина Храмова, депутат Моршанского городского Совета народных депутатов Тамбовской области, отметила важность правовой поддержки депутатов на местном уровне. Она поблагодарила за обучение и семинары, которые партия проводит по просьбе регионов.

Депутат Парламента Кабардино-Балкарской Республики Владимир Кебеков отметил, что 131 ФЗ не учитывает проблемы культуры и досуга молодежи. При этом услуги, охватывающие эти сферы, отнесены к полномочиям поселений. Он также обратил внимание на проблему реализации полномочий в области и организации сбора и вывоза бытовых отходов.

Александр Норицин, депутат Екатеринбургской городской Думы, высказался за более широкое использование территориально-общественного самоуправления в депутатской работе. Так, домовые советы в регионе занимаются не только проблемами конкретных строений, но и работой школ, поликлиник, строительства. С тревогой он отметил, что "перекладывание полномочий сверху вниз вылилось в нежелание большинства муниципальных образований зарабатывать деньги". Иждивенческая психология заключается в формуле: "Дадут деньги – буду расширять полномочия, не дадут – не буду".

По мнению депутата Тульской городской Думы Сергея Филатова, нынешняя система выборов способствует приходу криминала в муниципальные органы власти. Он призвал добиваться ликвидации института сити-менеджеров. Депутат раскритиковал тенденцию, наблюдаемую в Тульской области: "резать на лоскуты районы успешных депутатов", что приводит к неразберихе и препятствует справедливым выборам.

Гаврил Васильев, глава города Нюрба Республики Саха Якутия, признал, что проблем в законодательстве о местном самоуправлении еще предостаточно. Однако грамотная работа руководства поселений может нивелировать многие из них. Так, недавно город Нюрба получил грант одного из региональных министерств.

Депутат Госдумы Олег Нилов рассказал об Олимпиаде в Сочи, на которой он побывал лично. Отметив, что сейчас необходимо сохранить память о достижениях, сделать все возможное, чтобы не пропал олимпийский опыт, "не разбазаривать спортивную инфраструктуру". Депутат напомнил о своей инициативе, с которой уже выступал в Парламенте: прибрежный кластер в Сочи он считает возможным преобразовать в детский лагерь по типу советского "Артека".

По мнению советника Председателя партии по международным вопросам Бориса Гуселетова, представителям СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ необходимо знать, кАк решаются проблемы местного самоуправления в рамках международного социалистического движения. Сегодня социалисты возглавляют многие крупные города Европы. В 2001 году Социнтерн принял хартию городов, управляемых социалистами. Социалисты настаивают на широком привлечении людей к управлению городами. Он также отметил, что недавно заместителем председателя Комитета Социнтерна по местному самоуправлению стал представитель партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Александр Бурков. Заседание Комитета Социнтерна по местному самоуправлению в этом году планируется провести в нашей стране. Так что у муниципальных депутатов будет возможность пообщаться с зарубежными коллегами, резюмировал Борис Гуселетов.

Депутат Думы муниципального образования "Лысьвенский городской округ" Пермского края Андрей Кобелев обратил внимание коллег на проблему оптимизации госфункций на территориях. Так, специалисты службы занятости в сельскую местность не ездят. Поэтому далеко не все становятся на учет. "В итоге статистика по безработице улучшилась, но проблема осталась", – констатировал депутат. Он также перечислил еще ряд проблем, которые местное самоуправление решить не в силах: отсутствие методики изъятия земельного налога для жителей многоквартирных домов; отлов и содержание животных и др.

Александр Чудайкин, глава ГП Ярославский Хорольского района Приморского края, посетовал на конфликты интересов между районами и входящими в них поселениями. "Разрешение на строительства выдаем мы, а землей распоряжается район", – рассказал он о типичной ситуации. По его мнению, надо перераспределить доходы от районов к поселениям, также необходим закон о разграничении земель. Выступающий обратил внимание на высокую стоимость услуг государственных БТИ.

Депутат Совета депутатов муниципального образования "Джидинский район" Республики Бурятия Наталья Токарева поставила вопрос о необходимости укрупнения сельских поселений, которое сейчас активно проводится региональными властями. "На территории округа укрупнили одно поселение – результат отрицательный. Люди за справкой далеко не ездят. Старосты работают ни шатко ни валко", – рассказала она.

Сергей Сезоненко, депутат Совета депутатов муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области, высказался за ликвидацию районов – "надстройки, которая ни за что не отвечает". На базе районов депутат предложил организовать другую структуру (рабочее название "региональная власть территориального района"), которая будет выполнять координирующую и контролирующую функцию.

По мнению депутата Совета депутатов Мытищинского муниципального района Московской области Виктора Сошина, район должен оставаться ступенькой местного самоуправления, отвечающей за развитие территорий. "В тех же Мытищах, – продолжил он. – Три поселения и четвертый район. Консолидированный бюджет – 3 млрд руб. Бюджеты у каждого поселения выросли в два раза". Однако, признался оратор, большим минусом остаются – дублирование функций с районом и увеличение численности чиновничьего аппарата. Виктор Сошин обратил внимание на вопросы экологии: на местном уровне вложить деньги в эту сферу невозможно – это не прерогатива поселений. Получается, что "экологию некому поправлять", – посетовал он.

Зинаида Сибирякова, глава Пашийского сельского поселения Пермского края, рассказала о проблемах поселения, но вместе с этим отметила, что его руководство привыкло полагаться на свои силы. Необходимо закрепить больший объем доходных источников за поселениями, разрешить предпринимателям платить налоги адресно, на конкретные дела, организовать кадровое обеспечение местного самоуправления – такими она видит главные проблемы. Не без гордости докладчик отметила, что в поселении созданы школа ЖКХ, развивается волонтерское движение.

Депутат Тюменской областной Думы Владимир Пискайкин уверен: "вопросы, которые нужно решать внизу, нечего передавать наверх, надо больше доверять местному самоуправлению". Однако, констатировал выступающий, население практически не участвует в принятии решений. И в этом большую роль играет позиция власти. Например, когда организовываются публичные слушания, чиновники "выбирают малые залы, неудобные помещения, пригоняют своих людей". Законодательство о местном самоуправлении требует ревизии, соответствия с европейскими нормами. Также нужен кодекс о самоуправлении, резюмировал Владимир Пискайкин.

Алексей Палкин, глава Глубокинского городского поселения Каменского района Ростовской области, призвал "с холодной головой относится к 131 ФЗ, он может стать еще хуже, если в него будут внесены изменения". Из-за невозможности выделить земельные участки для бизнеса район занимает одно из последних мест по развитию предпринимательства. По мнению оратора, для качественного осуществления полномочий местным самоуправлением у него должно быть имущество. Он также обратил внимание на сложные отношения с энергетическими компаниями в районе, которые устанавливают свои правила. Неудивительно, что в поведении монополистов просматривается коррупционная составляющая.

Ирина Крайник, представляющая Манский районный Совет депутатов Красноярского края, выступила за прямые выборы глав районов. Она поддержала необходимость совершенствования подготовки кадров в сфере местного самоуправления. Также, по ее мнению, многие преобразования на местах могут проходить "через референдумы".

Александр Чупров, глава сельского поселения "Село Авчурино" Ферзиковского района Калужской области, призвал законодателей подумать над вопросом, как "закрепить молодежь на селе". Часть своего выступления он посвятил проблемным положениям 44 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Глава Усть-Грязнухинского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области Владимир Опанасенко с тревогой сообщил о тенденции увеличения штрафов для глав муниципальных поселений. Заработанные средства приходится отдавать многочисленным проверяющим. Стратегические объекты, по его мнению, не должны находиться в ведении муниципалитетов. Он также обратил внимание, что недавние изменения законодательства в сфере паспортизации населения привели к тому, что люди на селе игнорируют законные процедуры из-за отдаленности их населенных пунктов и очередей.

Виктор Понкратов, представлявший Совет депутатов сельского поселения Ростовкинское Омской области, рассказал о вопиющей ситуации. Единственный источник тепла для поселения является частной компанией. Субаренда составляет 70% доходов поселения. Люди написали письмо Президенту, но пока без успеха. Построить трубу к ближайшей ТЭЦ (в 90-е гг. была разобрана) обойдется в 400 млн руб.

Депутат Законодательного Собрания Забайкальского края Андрей Жидков констатировал: расходы на вопросы местного значения "не покрываются ни силами самоуправления, ни субъектов регионов". По его мнению, важно обеспечить детальный мониторинг доходов над расходами в поселениях, районах и регионах. Необходимо также наладить систему открытых публикаций различных смет. Это, убежден Андрей Жидков, заставит даже пассивных граждан следить за деятельность местного самоуправления.

Владимир Герасименко, глава Арамильского городского округа Свердловской области, выступил в поддержку идеи единого государственного реестра местного самоуправления. По его мнению, необходимо четкое распределение полномочий муниципальных органов. Владимир Герасименко также поддержал инициативу о передаче двух процентов налога на прибыль в ведение местных бюджетов.

По словам председателя Совета депутатов МО "Нерюнгринский район" Республики Саха Якутия Валерия Селина, изменения в 131 ФЗ необходимы. Это связано со спецификой региона – малой плотностью населения. Он рассказал про недавний трагический случай: в одном из селений стая одичавших собак загрызла девятилетнего мальчика. По его мнению, чтобы не допустить подобного впредь, на законодательном уровне нужно четко указать, кто должен заниматься отловом и содержанием животных.

Депутат Законодательного Собрания Ростовской области Сергей Косинов убежден: сегодня вертикаль власти "не страдает" от 131 ФЗ, она просто "делает все возможное, чтобы он не работал". "Вы понимаете, что такое передача полномочий тем, кого сначала выбрали по указке, а затем обязали кому-то передать полномочия?" – риторически спросил он.

Депутат Пушкиногорского районного Собрания депутатов Псковской области Павел Богданов призвал коллег развивать депутатские приемные в регионах. Большой популярностью в Псковской области пользуются приемные депутата Псковского областного Собрания Олега Брячака. Он также констатировал, что знаменитый на всю страну район, который он представляет, фактически банкрот: долги в 108 млн рублей при бюджете в 130 млн руб. образовались из-за закупок мазута. Павел Богданов попросил коллег поделиться опытом в решении подобных проблем.

Андрей Рулев, представляющий Совет депутатов г. Коряжмы Архангельской области, высказался за введение моратория на расширение законодательства о местном самоуправлении и возложение дополнительной ответственности на органы местного самоуправления. Мораторий необходим на срок системного анализа проблем местного самоуправления, уверен депутат.

Депутат Городской Думы г. Якутска Никита Тимофеев предложил внести изменение в 131 ФЗ – о реальной ответственности глав муниципальных образований за межнациональные отношения. Выступающий констатировал: обострение межнациональных отношений в Якутии вызвано активными миграционными потоками. По мнению депутата, 90 дней безвизового пребывания для приезжих из ряда стран необходимо заменить 30 сутками. Квота и выдача патентов иностранным мигрантам должна согласовываться с муниципальными образованиями, добавил Никита Тимофеев.

Депутат Андрей Филягин, представляющий Черногорский городской Совет депутатов Республики Хакасия, рассказал, что в столице республики два из трех коммунальных предприятий, отвечающих за теплоснабжение, – банкроты. Причина сложившегося положения банальна – "власти не хотят компенсировать выпадающие доходы". Депутат обратил внимание на ослабление взаимодействия муниципалитетов с органами правопорядка. Так, до реформы в МВД существовал отдел, занимающийся несанкционированной торговлей. Сейчас проверки, проводимые муниципалами, не дают настоящего эффекта, отмечается рост несанкционированной торговли. К сожалению, констатировал оратор, полиция плохо контролирует распространение торговли спиртным в ночное время. "Необходимы изменения в закон о полиции, чтобы мы могли эффективно сотрудничать с органами правопорядка", – резюмировал Андрей Филягин.

Депутат Каменской городской Думы из Алтайского края Василий Железовский уверен: только малый и средний бизнес способен остановить безработицу. Однако в регионе развиваются лишь монополисты и поставщики сырья. "Нам не нужны крупные инвесторы, а нужны инвестиции в малый и средний бизнес", – констатировал он и призвал законодателей подумать над изменениями в сфере налоговой политики.

Сергей Хабибулин, депутат Переславль-Залесской городской Думы Ярославской области отметил, что главную проблему самоуправления сегодня можно обозначить так: "забрать полномочия, необеспеченные деньгами, либо обеспечить полномочия деньгами". "Другого не дано", – резюмировал он.

Завершило дискуссию выступление Анатолия Ваца, который является депутатом Думы городского поселения Сургут Ханты-Мансийского автономного округа. "Можно не решать ничего и благоденствовать. А можно потратить год на согласование проекта, год на конкурс, а потом все списать на подрядчика", – рассказал он о бюрократии на местах. – Многие ничего не могут сделать без команды". В завершение Анатолий Вац констатировал: в борьбе за местное самоуправление все средства хороши.

С заключительным словом выступил Председатель Совета Палаты депутатов партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, Заместитель Председателя Государственной Думы Николай Левичев.

Политик констатировал, что впервые за долгий срок проведения подобных мероприятий, его коллеги говорили в большей степени не о проблемах партии, которые, как правило, связаны с задачей получения наибольшего процента на выборах, а о проблемах людей. "Я убедился еще раз в том, что создание Палаты депутатов в том виде, в котором она приступила к работе после Съезда партии, – это новый шаг в жизни парии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ ", – заявил Николай Левичев.

Политик признался, что давно пришел к необходимости новой формы работы и "пробивал этот формат", видя как "депутатский корпус под флагом партии в течение нескольких лет пытается выполнять нелегкую социал-демократическую миссию".

Что касается выборной темы, то как рассказал парламентарий, ей будет посвящено заседание Центрального совета Партии, которое планируется провести в апреле (в этом году предстоят выборы в законодательные органы власти, а более чем в 40 субъектах РФ россияне выберут муниципальных депутатов). По мнению Николая Левичева, доверие избирателей остается единственным критерием эффективности деятельности СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ. "А оно будет расти только в том случае, если после выборов депутаты, партия не растеряют это доверие. Ведь все-таки мы получаем аванс. Люди ждут таких политиков, которые работали бы непосредственно с ними, жили бы их проблемами", – добавил он.

Парламентарий отметил, что в системе местного самоуправления много проблем. Если бы присутствующие попытались их просто перечислить, это не получилось бы сделать за целый день. Речь идет о несбалансированности объема ответственности и ресурсов муниципалитетов, неразберихе с полномочиями. При этом, как отметил оратор, почти не обсуждались коррупционные скандалы в сфере местного самоуправления. "Однако еще раз подчеркну: без укрепления этого ключевого института гражданского общества, ни о каком развитии российской государственности говорить не приходится", – констатировал Председатель Совета Палаты депутатов партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ.

Николай Левичев отметил, что вместе со своими коллегами будет стараться поменять власть на более зрелую, добросовестную, ответственную. Он выразил надежду, что эти перемены будут осуществляться усилиями сидящих в зале, а не так называемыми уличными глашатаями свободы, которые кроме критиканства и истерики зачастую ничего конструктивного предложить не могут.

В заключение Николай Левичев призвал присутствующих в зале "не бояться трудностей, смелее брать ответственность". "Кто бы что ни говорил, за партией стоят миллионы людей, и мы обязаны защищать их интересы", – заявил он.

Участники заседания приняли Резолюцию Палаты депутатов Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ.

Центральный Аппарат партии
Телефон: (495) 787-85-15
Факс: (495) 959-35-86
Пресс-служба
партии
Раб. тел.: +7 (495) 783-98-03
Моб. тел.: +7 (916) 249-49-47
(только для СМИ)
Общественная приемная
фракции "СР" в Госдуме
Конт. тел: (495) 629-61-01
Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2019