О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Сергей Доронин о проблемах финансирования предприятий сельского хозяйства

13 ноября 2013

 см. также ↓

13 ноября в Государственной Думе прошел правительственный час с участием министра сельского хозяйства Николая Федорова. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступил Сергей Доронин, который рассказал о проблемах финансирования предприятий сельского хозяйства:

 mp4 

–Уважаемые коллеги!

Николай Васильевич изложил нам свою позицию, рассказал, как обстоят дела в сельском хозяйстве у кабинета министров, а я бы хотел изложить позицию не свою личную, а людей, которые меня сюда послали, то есть избирателей. Их позиция зачастую достаточно сложно укладывается в печатный текст, в основном у людей, которые работают на земле, речь состоит из большого объёма нецензурной лексики, из ненормативной лексики.

Достаточно напомнить о судьбе средств, которые мы с вами через закон "О бюджете" направили на помощь селу. Речь шла, в частности, о компенсации птицеводам и производителям свинины в связи с удорожанием кормов, сумма составляла почти 12 миллиардов рублей. Мы помним, что в марте премьер-министр обещал эти деньги сельскохозяйственной отрасли.

Скажу на примере Кировской области, что эти деньги дошли до кировчан только в конце октября. То есть с момента принятия решения до его исполнения прошло практически восемь месяцев. Эти средства нужны были для того, чтобы частично компенсировать производителям те убытки, которые они понесли вследствие нескольких лет засухи и присоединения нашей страны к ВТО.

Мы это всё понимаем. Что же произошло потом? Оказалось, что одно из ведомств экономического блока отказалось согласовывать распределение этих средств, и они "зависли". А с момента присоединения к ВТО к тому времени прошло уже больше года. Вот такая оперативность.

Каким было обоснование отказа? Ведомство сочло, что эти деньги лучше направить на помощь регионам Дальнего Востока, пострадавшим от наводнения. Конечно, пострадавшим регионам нужна помощь. И у Правительства есть необходимые для этого ресурсы. Убеждён, такой подход был бы поддержан. Но почему это должно делаться именно за счёт крестьян? Ведь селяне и так – одна из наименее обеспеченных категорий. В деревне и зарплаты ниже, и инфраструктуры нет, и качество жизни ниже плинтуса. А дальше что будет, дустом станут морить, чтобы нагрузку на почву снизить? К сожалению, если это и шутка, то шутка грустная.

Предложение закрыть очередную дыру за счёт села до боли напоминает времена коллективизации. Тогда последнее из деревни выжимали, чтобы другие задачи решать. Сейчас-то зачем наступать на те же самые грабли?

Ещё один вопрос касается долговой нагрузки на предприятия АПК. Особенно в части инвестиционных кредитов. Речь идёт о самых передовых предприятиях животноводства. О тех, кто не побоялся вложиться в модернизацию производства, приобретение современных аграрных технологий. На таких предприятиях наиболее высокие на селе зарплаты, высококвалифицированные рабочие места. Там реализуются социальные проекты. Сейчас многие такие предприятия на грани разорения. Именно в момент, когда подходят сроки выплаты инвесткредитов, произошло падение рентабельности вследствие роста, безудержного роста цен естественных монополий, а также вследствие присоединения к ВТО. Опасность массовых банкротств и падения производства абсолютно реальна.

Вот данные справки к национальному докладу. На конец 2011 года объём просроченной задолженности сельхозпредприятий составлял 17 миллиардов рублей. Через год, 1 января, эта сумма уже составляла 125 миллиардов рублей. Динамика катастрофическая, рост более чем семикратный.

Необходимы экстренные меры. Возможное решение здесь – продление сроков выданных кредитов вместе с их субсидированием. Я рад, что и Министерство сельского хозяйства, и Правительство, начинают слышать нас.

Я хочу процитировать в связи с этим слова премьер-министра: "Ещё одна проблема, связанная с закредитованностью хозяйств, большими долгами сельхозпредприятий. Существует и целый ряд предложений. Предложения Минсельхоза о продлении сроков субсидированных кредитов до 15 лет". Это было сказано на совещании по развитию молочного животноводства 8 октября.

Но опять возникает несколько вопросов. Во-первых, примет ли это предложение правительство, не произойдёт ли с ним то же, что и с другими инициативами?

Во-вторых, предельно важно распространить эту идею и на другие сегменты животноводства, в частности, на свиноводство, которое оказалось вследствие присоединения к ВТО в наиболее трудном положении. Речь ведь идёт не о больших, не об огромных деньгах, а для молочного животноводства продление сроков кредитов потребует в ежегодном выражении порядка 2,3 миллиарда рублей.

Расходы на поддержку свиноводства тоже вряд ли будут отличаться на порядок, зато спасти можно огромное количество предприятий, от которых зависит благосостояние миллионов жителей села, я уже не говорю о кошельках и здоровье потребителей.

Нельзя считать решенными вопросы финансирования АПК в целом. Расходы на реализацию госпрограммы в следующем году должны упасть, согласно проекту бюджета 2014 года, сразу на 16 процентов, а в реальном выражении, с учётом инфляции, и того сильнее. Получается, что село продолжает финансироваться по остаточному принципу. Российские крестьяне как не имели, так и не имеют той поддержки, которая есть у их коллег в Евросоюзе, в США и в других развитых странах.

При этом конкурировать на рынке им приходится фактически на равных, а даже те меры, которые предусмотрены условиями присоединения России к ВТО, на практике не используются. В этом смысле, я считаю, было бы правильно дополнить отчёт о госпрограмме ещё одной таблицей, и в ней по годам привести цифры, на какой объём поддержки вправе рассчитывать отечественный АПК по условиям присоединения к ВТО, и сколько он реально получает, и какова разница.

Требует отдельного рассмотрения проблема цен на услуги монополистов. Здесь огромный диспаритет, о чём уже говорили мои коллеги. С начала нацпроекта, то есть с 2006 года, цены на пшеницу и ячмень выросли примерно на четверть, на свинину примерно на 40 процентов, на молоко вдвое. Для сравнения я попросил одно из предприятий представить данные по услугам монополистов, это предприятие находится в Кировской области. Вот они: электроэнергия с 2006 по 2013 год подорожала в 2 с половиной раза, газ в 3, холодная вода почти в 8 раз. И так практически по всем позициям монополий: бензин, дизтопливо. Галопирующий рост тарифов буквально душит предприятия и данная проблема должна, наконец, каким-то образом решаться.

Остаётся непринятым основополагающий документ в области сельского хозяйства – законопроект о карантине растений. После первого чтения он отправлен на доработку, хотя и Министерство сельского хозяйства, и Россельхознадзор, и комитет Государственной Думы по аграрным вопросам дали своё положительное заключение. Также затягивается рассмотрение поправок в закон о безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами, выдвинутый депутатами. Они предусматривают закрепление всех контрольных надзорных полномочий в области безопасного обращения пестицидов и агрохимикатов за уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Затягивание рассмотрения этих документов несёт очевидный риск и с точки зрения обеспечения продовольственной безопасности.

Ещё один волнующий селян вопрос. Все знают, насколько остро стоит в стране вопрос о неоформленных земельных участках. Из 60 миллионов участков границы имеют лишь около половины. Очевидно, что это серьёзно затрудняет оборот земли и получение кредитов и других операций, особенно на селе, там вся хозяйственная жизнь строится вокруг земли.

Кроме того, там труднее всего с ресурсами, необходимыми для оформления. В прошлом году Минэконом обнародовало инициативу в течение трёх-пяти лет выделить 20 миллиардов рублей на оформление этих земельных участков. По нашим расчётам, нужно больше, поэтому хотел бы просить, чтобы и этот процесс ускорили.

Большая просьба к Министерству сельского хозяйства: посмотреть на эту инициативу и подготовить соответствующую программу. Средства в масштабах страны достаточно посильные, и я считаю, что это бы могло ускорить процесс получения тех же кредитов сельхозпроизводителями.

Спасибо.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International