О партии
Идеология
Лица
Деятельность
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Валерий Зубов: правительство расписалось в своём бессилии

09 октября 2013

 см. также ↓

9 октября 2013 года на пленарном заседании Государственной Думы от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с десятиминутным заявлением по актуальным политическим, социально-экономическим и иным вопросам выступил Валерий Зубов:

– Уважаемые коллеги!

В преддверии рассмотрения бюджета хотелось бы обратить внимание не на бухгалтерскую сторону вопроса, не на статистическую, а на производственную, которая просматривается за цифрами бюджета.

Во-первых, констатируем, что наконец правительство публично признало в стенах Государственной Думы ошибочность того экономического курса, который проводился до сих пор. Это уже неплохое начало. К сожалению, за этим следует всего лишь растерянность, суетливость, импульсивность, хаотичность принимаемых решений.

Что касается попыток изменить пенсионную систему, что касается попыток ограничить тарифы на естественные монополии, что касается бюджетной политики в целом, смотрите, ещё в январе премьер-министр в Давосе говорит о пятипроцентном росте экономики. На сегодня мы имеем спад в перерабатывающей промышленности и постоянно уменьшающиеся темпы прироста экономики, нарастающий дефицит бюджета, который мы пока даже и не рассматриваем в перспективе.

На вопрос о том, почему понижаются прогнозы, ответ такой: неадекватная реакция правительства. В конце концов, прогноз – это сигнал о каких-то событиях, на которые надо реагировать. И если реакция неадекватная, то, конечно, все прогнозы начинают понижаться.

Правительство расписалось в своём бессилии, в своей пассивности. Если объяснять проблемы экономики страны только тем, что сложности в Европе, тогда зачем правительство? Тогда достаточно статистиков, достаточно бухгалтеров, которые будут просто фиксировать ситуацию. В Европе хорошо, и у нас будет хорошо, в Европе трудно, и у нас будет трудно.

На что потрачены 12 лет финансового изобилия страны? Где она, диверсификация экономики, чтобы не зависеть от состояния Европы?

Вообще, сегодня надо говорить о том, что правительство видит только один путь решения проблем – тушить их дополнительными расходами.

Фактически идёт финансовая революция: пенсионная система качается то в одну сторону, то в другую, уже пошли разговоры о национализации. А уже одни только разговоры о национализации (хотя перевод денег в ВЭБ – это по сути национализация пенсионных накоплений) способствуют дополнительному оттоку капитала.

Раскупоривание Фонда национального благосостояния, нарастающий дефицит региональных бюджетов. Внешэкономбанк превратился в строчку бюджета по дотациям. Мегарегулятор создан, но только не там, где он должен быть.

Признаки недееспособности правительства проявляются в крупных проблемах. Сначала говорили об удвоении ВВП, закончили переходом в кризис. Говорили об энергетической сверхдержаве – получили конкурентов, прозевав сланцевую революцию в США, коммунальную революцию в европейских странах, прекрасным примером которой является Дания, прозевав конкурентов на границе в Сибири со стороны таких стран, как Монголия. Говорили о госкомпаниях и поддерживали их. Где они, инновации этих госкомпаний?

Недееспособность коммерциализировать бюджетные инвестиции. ГЛОНАСС создан, но все пользуются GPS. "СуперДжет" вроде бы летает, но не продаётся, и по-прежнему в бюджете есть строчка дотации на его поддержание.

Главные причины развивающегося кризиса следующие. Перелив доходов из бизнесов, которые эффективны, в неэффективные бизнесы. С этой трибуны несколько дней назад Валерий Горегляд произнёс следующие цифры. В 2012 году общая величина налоговых льгот и преференций составила пять с половиной триллионов рублей – треть бюджета. По налогу на прибыль имеем порядка 200 миллиардов. Это говорит первый замруководителя Счётной палаты. Таможенные льготы превысили 475 миллиардов, это фактически, всё вместе, половина федерального бюджета. При этом применение целого ряда льгот экономически неэффективно и неоправданно.

Но мы-то знаем и более наглядный пример. Наши суверенные фонды – это самый яркий пример неэффективного использования денег. Собирать деньги со своих предприятий, класть в кубышку под нулевой процент и тут же идти занимать на внешних рынках – это как раз самый главный показатель неэффективной финансовой политики.

Вторая причина – отсутствие конкуренции. Как может наш малый бизнес конкурировать с нашими госкорпорациями? Никак.

Правоохранительная система, которая фактически давит бизнес. Сегодня разговор не о 50 процентах и даже не о контрольном пакете – сегодня пойти в бизнес – значит рисковать попасть в тюрьму. У нас классовая борьба идёт с бизнесом, а бизнес – это как раз доходы бюджета.

И, конечно, безответственность в системе управления. Если политика оказалась неверной, то надо делать какие-то организационные, кадровые выводы. Где они?

Что надо делать с точки зрения правительства? В статье "Время простых решений прошло" Медведев назвал три основных стратегических направления: свободу предпринимателям, рост производительности, качество госуправления. Начнём с последнего.

Правильно, качество госуправления, а это и есть главное, разделение труда между правительством и парламентом. Вот и давайте в парламенте воспользуемся этим как бы заявлением правительства и сделаем следующие вещи, мы же самостоятельная ветвь власти, мы же не подразделение правительства. Рассмотрим, первое, национальный консолидированный бюджет. Нельзя сегодня рассматривать только федеральный бюджет в отличие от региональных бюджетов, они бесконечно убыточны, и не видно, как они будут покрывать свои убытки. Выходить на какие-то кратковременные займы – это просто отнять деньги у бизнеса, снять деньги с инвестиций. Как решать дефицит региональных бюджетов? Это должно быть при рассмотрении федерального бюджета, потому что мы первыми задаём начало бюджетному процессу.

Суверенные фонды. В таком виде, неэффективными их оставлять недопустимо. Наконец надо, конечно, посмотреть, проинвентаризировать, просто выписать все те предприятия, которые у нас в бюджете заложены и по каким-то непонятным критериям получают дотации из бюджета. Тут я снова отсылаю к цифрам Валерия Горегляда. Оказывается, половина бюджета перераспределяется между различными бизнесами, минуя законодательство, которое мы с вами принимаем, точнее, с его помощью.

О свободе... Да, вот у нас есть госкорпорация "Роснефть", хороший пример. Наращивает добычу нефти в Красноярском крае, и по мере роста добычи в этом крае падает количество налогов, которые получает регион. Что за абсурд? А почему создали преференции на некоторые месторождения той же самой нефти, которые поставляют нефть в Китай? Мы что, такие богатые, чтобы дотировать экономику Китая?

О свободе предпринимательства. Это намёк на диверсификацию, очевидно. Давайте посмотрим слова и дела. Рассматривается вопрос о выделении 100 миллиардов малому и среднему бизнесу. Как это будет – напрямую из Фонда национального благосостояния через банк – пока рассматривается. И тут же рассматривается в пять раз большая сумма – дотации "РЖД". На компенсацию того, что остановили у них тарифы?

Так они сказали, у них выпадает там до 300 миллиардов, специалисты говорят – 70. И мы им 500 миллиардов. Как 100 миллиардов на диверсификацию и 500 миллиардов – на консервацию структуры? Какая диверсификация? Какие новации? О чём вы говорите?

Наконец, про тарифы. Политика передачи доходов прибыльных бизнесов убыточным продолжается. С одной стороны, всё-таки прислушались к нам насчёт того, что надо ограничить аппетиты естественных монополий. Но мы посмотрим, как на самом деле всё это выглядит, когда будем закон принимать. Но параллельно-то снова зарядили рост цен на нефть, нефтепродукты, ГСМ.

Что значит увеличенные тарифы на прокачку? Что значит увеличенные тарифы на нефтепродукты и перевозки? Это как раз увеличение на ГСМ. Значит, это подстёгивание всей той цепочки инфляции, которая сегодня и так идёт вверх.

Что необходимо сделать? Ну, во-первых, конечно, недопустимо для премьера заявлять, что надо сокращать рабочие места. Я не знаю исторического примера, правительство всегда борется с безработицей. Это бизнес в силу эффективности должен изменять рабочие места, сокращать, наращивать новые технологии, но задача правительства – занятость. И если премьер даёт прямое указание сокращать рабочие места, значит, он ничего не понимает в современной экономике и, вообще, в экономике.

Что необходимо сделать? Первое, выводить систему управления на законодательную основу, уходить от точечных решений, нормализовать взаимоотношения правоохранительной системы и бизнеса, децентрализовать финансовые ресурсы, потому что их на федеральном уровне эффективно использовать не могут.

Формирование, а не деформация национальной инвестиционной системы. Это касается пенсионной системы. Заигрывания с пенсионной системой опасны для долгосрочных инвестиций. Прекратить заигрывания с госкомпаниями, потому что здесь тогда не остаётся места для малого и среднего бизнеса.

И, наконец, последнее – скорость принятия решений. Самое главное, пожалуйста, прислушивайтесь иногда к оппозиции. Оппозиция – это боль, которая сигнализирует о болезни. Это нормально. Посмотрите: по тарифу убеждали 12 лет и всё равно приехали к нашему решению. По малому и среднему бизнесу говорили: не повышайте налоги. Повысили. Теперь снова пытаются отменять.

Децентрализовать финансы срочно надо было, теперь попали в кризис. И система управления нормальной и стабильной избирательной процедуры, вот что самое главное.

У меня нет положительного ответа на вопрос: смогут ли те руководители, которые привели российскую экономику в кризис, найти выход из него.

Центральный Аппарат партии
Телефон: (495) 787-85-15
Факс: (495) 959-35-86
Пресс-служба
партии
Раб. тел.: +7 (495) 783-98-03
Моб. тел.: +7 (916) 249-49-47
(только для СМИ)
Общественная приемная
фракции "СР" в Госдуме
Конт. тел: (495) 629-61-01
Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2019