О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

В Госдуме обсудили развитие Дальнего Востока

14 июня 2013

 см. также ↓

14 июня в Государственной Думе прошел "правительственный час" с участием министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока – полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Виктора Ишаева. Вопросы от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" задали Светлана Горячева, Иринчей Матханов, Татьяна Москалькова, выступил Федот Тумусов. Предлагаем вашему вниманию стенограмму выступлений:

Светлана Горячева:

– Уважаемый Виктор Иванович, среди дальневосточников Вы один из самых уважаемых политиков. Люди помнят, что именно Вы многие годы продвигали идею программы развития Дальнего Востока, нарабатывали дельные конкретные предложения. Мы видим, как непросто Вам сейчас. Кое-кому хочется упразднить Министерство и создать аморфную корпорацию. Мы за Министерство и за Вас. Ясно, что одна из главных проблем Дальнего Востока – отток населения. Ежегодно уезжает, к сожалению, каждый пятый. А взамен подчас экспансия Китая. Какие еще преференции, налоговые может быть, переселенческие, Министерство готово предложить помимо дальневосточного коэффициента, чтобы не только остановить поток выезда, но и эффективно восполнить его? Без этого ничего не сделаешь на Дальнем Востоке, нужно население.

Виктор Ишаев:

– Что касается того, что мы предлагаем – преференции и остальные условия. Мы изучили опыт и я, если можно, внесу, потому что если перечислять, то это буквально три листа двенадцатым шрифтом... Предложения мы передадим. И давайте вместе обсудим.

То, что касается министерства, корпорации. У корпорации, так сказать, свои цели и задачи, у министерства свои цели и задачи. Мы берем, допустим, Сахалин, там корпорация развивается очень даже хорошо, они себе берут доход, а валовый продукт отдают Сахалину. Если брать выработку валового продукта на душу на Сахалине, она выше, чем в Соединенных Штатах Америки. В прошлом году Соединенные Штаты Америки закончили выработку валового продукта на душу 49,8 тысяч долларов США. На Сахалине под 60 тысяч долларов США. Вы что, хотите сказать, что Сахалин живет как в Америке что ли? Да нет, потому что есть понятие "валовый рубль". Доходы корпорации забрали себе, а Сахалину отдали валовый продукт.

Иногда путают развитие корпорации и развитие территории. У любой коммерческой корпорации, мы с Чубайсом все время спорили. Говорим: вот ты энергетик главный, что у тебя записано в уставе? Получение прибыли. А что было записано раньше? А раньше было записано – обеспечение ресурсами энергетики народно-хозяйственного комплекса и населения. Как мы с тобой будем коррелировать показатели в этих вопросах? То, что должны корпорации быть, то, что они должны привлекать инвестиции, и то, что они должны заниматься бизнесом, конечно, они должны. Но они должны работать под министерствами. Министерство создано для того, чтобы создавать условия и раздавать, и развивать макрорегион, вот функции министерства. Корпорация и компания, она должна быть, но она будет развивать себя. И любой бизнесмен прекрасно знает, что у него задачи другие. Если он запишет у себя в уставе не получение прибыли, а развитие территории, ну, я не знаю, что у него получится, навряд ли получится.

Но вот эту форму единую создавать крайне необходимо. Кстати, у нас фонд-то и создан, Фонд развития Дальнего Востока.

Иринчей Матханов:

– Виктор Иванович, вот если исторически охватить период подготовки к этой программе, вначале региональные правительства внесли предложения по одной сумме, в дальнейшем при принятии распоряжений правительств суммы были скоординированы. На сегодняшний момент Минфин предпринимает попытки еще раз скоординировать. На сегодняшний момент найдены ли Правительством источники для реализации мероприятий этой важной государственной программы? И еще один такой связанный с этим вопрос: все-таки одним из источников внебюджетных реализаций программы является созданный в 2011 году Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Будет ли докапитализация этого фонда, все-таки, наверное, капитал у этого фонда 15 миллиардов рублей, наверное, не очень большой. Ваше мнение?

Виктор Ишаев:

– Докапитализация – это вопрос интересный. Значит, государственные деньги могут идти через фонд, но они должны идти напрямую на получателей, это лучшая схема, она более короткая схема. Значит, фонд создан для того, чтобы искать дополнительные возможности. Также фонд будет использоваться для того, чтобы... значит, будет какие-то использовать дополнительные средства. Это я имею в виду и Фонд благосостояния, это Пенсионный фонд, там тоже две части. Есть прибыль от этих частей, которая пойдет на докапитализацию, а есть основная масса, это возвратные деньги. Мы говорим о чем: что это должна быть некоммерческая структура. Она должна работать на уровне инфляции, ну, может быть, одного процента операционных расходов, то есть, грубо говоря, деньги она должна давать не более чем под 8 процентов.

Губернаторы жаловались, исполнители жаловались, что они работают пока по коммерческим признакам. Сейчас рассматривается новое положение по этому фонду. Значит, мы уже договорились два проекта, значит, сегодня уже занимаемся с фондом, они финансируют один в Приморье, один в Еврейской области, строительство мостового перехода на Сутаро-Кимканском месторождении, то есть они включаются в эту работу. Я думаю, что поддержать, наделить определенными полномочиями, но не избыточными. Фонд будет давать свою отдачу.

То, что каждый год мы будем искать эти деньги, это однозначно, и будут все программы финансироваться, исходя из того, как будет жить государство. Это тоже мы должны прекрасно понимать. И поэтому стоит задача, то, о чем вы говорите, сокращения бюджетной части за счет привлечения каких-то дополнительных доходов. Чтобы привлечь их, я вижу только одно: дать возможность бизнесу там выйти на определенную рентабельность, сократить какие-то сегодня дополнительные издержки. Я думаю, что это будет решаться.

Татьяна Москалькова:

– Уважаемый Виктор Иванович! В условиях острого демографического кризиса на территории Дальневосточного округа особенную актуальность приобретает программа добровольного переселения соотечественников в Россию. И на эту программу выделено 4,6 миллиарда рублей. 125 тысяч переселилось уже в Россию. Но на Дальний Восток за эти 7 лет прибыло только 8134 человека. Почти что в три раза меньше, чем в рядом расположенный Сибирский округ. Скажите, пожалуйста, какие меры предпринимает министерство для того, чтобы сделать эффективной эту программу, разработать и реализовать региональную программу по добровольному переселению? Это могло бы быть альтернативой незаконной миграции, особенно из Китая.

Виктор Ишаев:

– Собственно говоря, вопрос-то, он абсолютно правильный и в какой-то части риторический. Это естественно. Но для того, чтобы решать все эти вопросы, я говорю еще раз, что переселенцы, они же приезжают не просто на территорию, они приезжают на конкретное предприятие, они приезжают на конкретную должность. Предприятие, которое приглашает, оно дает гарантию в получении жилья, в решении многих вопросов. Поэтому вот эта программа, она, конечно, вот у нас за все время то, что она работает эта программа, приехало порядка 1900 человек, причем работоспособного населения там или как мы говорим экономически активного населения там всего-навсего 45 процентов. Мы понимаем эти вещи. Даже, если на Дальнем Востоке платить на 20 процентов больше, и сравнить, куда он поедет: в Краснодар, Ставрополь, Сибирь или на Дальний Восток, наверное, он поедет туда, где поближе, и это естественно.

Поэтому еще раз говорим, что наша оплата должна серьезно повышаться и вот эти коэффициенты, не прямые, как коэффициенты от доходов, они должны быть серьезно увеличены. И я уверен, что начнут реализовываться проекты, будут создаваться новые рабочие места с хорошими доходами, и люди обязательно приедут.

Выступление Федота Тумусова:

– Уважаемый Виктор Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Так получилось, что сегодня в Москву из Якутии прибыла целая делегация из моего родного Верхневилюйского улуса отмечать в Москве 115-летие выдающегося государственного деятеля России Исидора Барахова. Он был в 30-х годах прошлого века заведующий ... Сибири и Дальнего Востока ЦК партии. Это по тем временам почти равнялось рангу министра России.

Уважаемый Виктор Иванович, вы плоть от крови коренной дальневосточник и этим многое сделали и делаете для развития родного Дальнего Востока. Не ошибусь, если скажу, что все мы – дальневосточники – обрадовались, когда руководство страны принято решение о создании специального министерства и назначило вас Министром по развитию Дальнего Востока.

Но одновременно справедливости ради надо признаться, что ожидания пока слабо оправдываются, может, они, эти ожидания, слишком высоки. Но ведь и сам Президент России Путин открыто выразил свое недовольство утвержденными программами развития Дальнего Востока. Парадоксально, но факт: Российская Федерация вложила 600 миллиардов рублей на развитие одного островка, а на такой же период времени для развития 12-ти субъектов региона планируется выделить в три раза меньше финансовых средств.

Сегодня территория Дальнего Востока и Байкальского региона почти половина страны – 45,5 процента. Там огромные богатства, мизерное население, получается как в народной сказке: в кувшинчике с узким горлышком вкусная еда, да лиса никак не может добраться до этого парного молочка. Каковы же эти самые "узкие" экономические проблемы территории?

Ключевая экономическая проблема развития северных районов всего Дальнего Востока, это очень высокая доля издержек на энергетику и транспортные расходы в себестоимости продукции. Если центр с помощью вашего министерства разработает и примет такой хозяйственный механизм, который фактически решит эти две ключевые проблемы развития экономики, то следом начнут решаться и другие проблемы: и привлечение инвестиций, и создание высокотехнологических производств, и привлечение и закрепление высококвалифицированных кадров.

На Дальний Восток, на Север изначально стремились и попадали пассионарные личности и люди с активной жизненной позицией. Таковые и сегодня там работают, специалисты, менеджеры заканчивали лучшие московские, питерские университеты, академии. Что им нужно, чтобы реализоваться и чтобы туда стремились активные, жаждущие действий, реальных дел, люди? Им надо дать больше свободы, больше прав. Речь идет об установлении подлинного федерализма в масштабах всей российской державы, и это нужно начинать именно с районов Сибири и Дальнего Востока. Надо дать больше самостоятельности субъектам Федерации в решении экономических и инвестиционных проблем.

Сегодня о необходимости создания законодательной базы развития Дальнего Востока не говорит только ленивый. Всем, вроде, как понятно, что необходимо выработать новые законодательные нормы, которые бы сняли проблемы, препятствующие развитию макрорегиона. Но что на деле получается? Как в крыловской басне "Лебедь, рак и щука", работают несколько разрозненных рабочих групп. Нам кажется, нужна единая рабочая группа под председательством на уровне заместителя председателя Правительства или, на худой конец, двух сопредседателей от Правительства и Федерального Собрания.

И последний вопрос. Чем отличается колониальная политика от политики развития территорий? А это один из самых ключевых вопросов обеспечения социальной справедливости при развитии Дальнего Востока. Если компании, инвесторы, будут приходить, выкачивать, продавать, набивать свои карманы и при этом десятилетиями не платить налогов и не участвовать в развитии территорий, муниципалитетов, то это колониальная политика. Государством должны быть разработаны и реализованы четкие прозрачные механизмы участия компаний инвесторов в развитии территорий, в которых они работают. Сегодня, к сожалению, мы наблюдаем очень тревожные тенденции. Например, в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации компании имеют возможность создавать, так называемые, консолидированные группы налогоплательщиков. Из-за этого регионы Дальнего Востока сегодня начали меньше получать налогов, в частности, в угледобывающих регионах.

Или другой пример. В Ленском районе Якутии давно идут попытки изменить исторически сложившиеся границы муниципальных образований. Цель понятна – нежелание участвовать в решении социальных проблем муниципалитетов.

Уважаемый Виктор Иванович, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выражает надежду, что министерство, в целом Правительство Российской Федерации, примут все меры для торжества справедливости в районах Дальнего Востока и Крайнего Севера, и это нужно, прежде всего, для великой России. Спасибо за внимание.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International