О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Рекомендации "круглого стола" в Государственной Думе на тему "Первые итоги и перспективы работы автономных учреждений"

13 ноября 2012

 см. также ↓

г. Москва, 13 ноября 2012 г.
Государственная Дума

Обсудив состояние и перспективы совершенствования законодательного обеспечения деятельности автономных образовательных учреждений и первые итоги формирования на их базе инновационной инфраструктуры в интересах социально-экономического развития субъектов РФ и совершенствования национальной инновационной системы, обсудив основные проблемы, препятствующие разработке и внедрению результатов инновационной деятельности в наукоемкий сектор экономики, участники "круглого стола" в составе депутатов Государственной Думы, представителей федеральных органов исполнительной власти, исполнительных и законодательных органов власти субъектов Российской Федерации, руководителей научно-исследовательских учреждений, вузов, коммерческих и некоммерческих предприятий, общественных организаций, средств массовой информации отмечают.

Стратегическими задачами реформы правового статуса государственных учреждений, начатой с принятием Федерального закона Российской Федерации от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", и активизирующейся после принятия Федерального закона от 08 мая 2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" стали повышение качества оказываемых государственных услуг, предоставление большей самостоятельности субъектам социальной сферы, сокращение государственных расходов на содержание бюджетной сети, а также вовлечение государственных образовательных учреждений в деятельность реального сектора экономики России посредством создания инновационной инфраструктуры для коммерциализации собственных инновационных разработок.

Принятый в 2006 году закон позволяет учреждениям оказывать услуги самостоятельно, сверх государственного задания. Эти учреждения наделены определенной свободой в привлечении наряду с бюджетными иных средств за счет приносящей доход деятельности. Автономное учреждение наделяется полнотой прав юридического лица и способно теперь действовать от своего имени, а не от имени Российской Федерации или органа местного самоуправления, может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права.

Автономное учреждение сохраняет для себя гарантию бюджетного финансирования. При этом доходы от деятельности автономного учреждения поступают в самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено законом. Причем собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества, что также определяет его особый правовой режим. Кроме этого автономные учреждения имеют право на проведение закупочных процедур по утвержденному Наблюдательным советом вуза регламенту, что обеспечивает в некоторых случаях необходимую более жесткую регламентацию требований к контрагентам автономного учреждения и предмету закупок.

Одним из основных отличий автономных учреждений от других типов государственных учреждений является их право открывать счета не только в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований, но и в кредитных организациях. Применение данной нормы федерального закона дает автономным учреждениям большую гибкость (мобильность) и некоторую независимость при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.

Согласно статистическим данным Министерства экономического развития Российской Федерации с 2007 года в России создано в социальной сфере автономных учреждений 4158, из них: в субъектах Российской Федерации – 1125; – в муниципальных образованиях – 3010; – на федеральном уровне – 23. Наибольшее количество учреждений появилось в сферах образования и культуры. Министерством образования и науки РФ автономные образовательные учреждения в 2009 – 2012 годах создавались на системной основе для формирования и развития конкурентоспособного человеческого капитала в федеральных округах на основе создания и реализации инновационных услуг и разработок. В рамках национального проекта "Образование" было создано 9 федеральных университетов, 29 национальных исследовательских университетов. Все федеральные университеты и частично национальные исследовательские университеты являются автономными образовательными учреждениями. Они реализуют программы развития, утвержденные Правительством РФ, начиная с 2009 года. Одним из приоритетных направлений программ развития федеральных университетов является модернизация научно-исследовательской деятельности и формирование инновационной инфраструктуры. Одновременно, в соответствии с пунктом 8 статьи 27 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" осуществляется государственная поддержка развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства, в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. 9 апреля 2010 года Правительство Российской Федерации утвердило постановление № 219 "О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования". Постановлением предусмотрено выделение на государственную поддержку развития инновационной инфраструктуры образовательных учреждений бюджетных ассигнований в 2010 году 3 млрд. рублей, в 2011 году в размере 2 млрд. рублей и в 2012 году – 3 млрд. рублей. В рамках проекта по поддержке ведущих вузов создано 1547 малых инновационных предприятий (МИПов), из которых 1469 малых предприятий создано на базе 247 вузов и 78 – на базе 55 научных организаций. В этих хозяйственных обществах работают более 5 тыс. человек. С каждым годом увеличивается и экономический эффект от их деятельности. По информации Минобрнауки России, если в 2010 году хозяйственные общества выпустили продукции на 521 млн. руб., то в 2011 году – почти в три раза больше – 1 523 млн. рублей. На базе федеральных университетов создано за три года более 150 малых инновационных предприятий, на базе национальных исследовательских – 320. Причем в среднем в год прирост малых инновационных предприятий составляет более 15 %. Общее число рабочих мест в МИПах составило 3522 чел., из них численность студентов составила 546 чел., численность аспирантов – 527 чел., численность профессорско-преподавательского состава – 918 чел., численность научных сотрудников – 690 чел. Только в 1 кв. 2012 г. 280 МИПов выполняли 531 НИОКР, 203 МИПов получили 363 охраноспособных РИД, а 113 МИПов получили 204 патента. Суммарный объем инновационной продукции, произведенной малыми предприятиями, составил 2173,6 млн. руб. на 01 апреля 2012 года. Доход ведущих вузов от выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ составляет в среднем около 600 млн. руб. в год. Федеральные университеты более активно стали выполнять заказы региона, не только в области подготовки кадров, но и в выполнении научно-исследовательских работ, оказании услуг и выпуска продукции для нужд региона.

Изучив аналитические данные по эффективности функционирования федеральных университетов как автономных образовательных учреждений, и условий создания ими инновационной инфраструктуры, участники "круглого стола" согласились с необходимостью комплексного подхода к развитию инновационной инфраструктуры автономных образовательных учреждений, актуальностью проведения дополнительных форсайт-исследований совместно с представителями регионов, потенциальными работодателями и градообразующими предприятиями субъектов РФ для уточнения задач развития федеральных университетов и определения эффективных путей формирования заказа на выполнение научно-исследовательских, прикладных и инновационных работ в интересах региона. Участники "круглого стола" отметили положительный опыт Северо-Восточного федерального университета в сфере развития медицинского кластера вуза в интересах системы здравоохранения республики Саха (Якутия). Здесь на основе стратегии развития образовательно-научного и клинического комплекса Северо-Восточного федерального университета создается клиника для оказания востребованной высокотехнологичной и специализированной медицинской помощи населению республики, которая на сегодня вообще не оказывается или в недостаточном объеме оказывается в регионе. Клиника также как и сам федеральный университет имеет статус автономного учреждения.

При этом участники "круглого стола" особо отметили, что в процессе осуществления инновационной деятельности автономные образовательные учреждения сталкиваются с рядом проблем, обусловленных с недостатками в механизме создания малых инновационных предприятий, кафедр на базе производственных предприятий, налоговых вычетов при функционировании малых инновационных предприятий. Одновременно, деятельность по развитию инновационной инфраструктуры автономных учреждений направлена на коммерциализацию разработок: учреждений, привлечение дополнительных финансовых средств сверх государственного задания, повышения объемов оказываемых платных услуг и выполнения работ, то есть извлечение прибыли. Что согласно тому же закону об автономных учреждениях, не может являться деятельностью автономного учреждения, как некоммерческой организации.

Стоит отметить, что субсидия автономным учреждениям выдается лишь на выполнение государственных заданий, а привлечение дополнительных финансовых средств на общепроизводственные и другие расходы, связанные с оказанием платных услуг и выполнением работ, автономное учреждение должно самостоятельно обеспечить за счет собственных средств. При этом в статьях расходов субсидии отсутствует такая строка как "развитие".

Согласно заслушанным докладам представителей автономных учреждений, наблюдается некоторое смещение понятий правового статуса автономного учреждения как некоммерческой организации и коммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Этот тезис подтверждается, как возможностью автономных учреждений гарантировано свободно выбирать контрагентов (данным признаком характеризуется предпринимательская деятельность), так и возможностью совершать крупные сделки без участия учредителя (решение по крупной сделке решается руководителем автономного учреждения и наблюдательным советом учреждения). При этом в соответствии с федеральным законом о закупках и размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (№ 223-ФЗ, 94-ФЗ) есть разночтения в понимании термина закона "гарантированно свободный выбор контрагентов".

Также участники круглого стола отметили, что федеральные университеты, как автономные учреждения, оказались за рамками регулирования Федерального закона № 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности", который установил особый, упрощенный порядок создания МИПов бюджетными учреждениями. В связи с чем режим создания ими МИПов устанавливается федеральными законами "Об автономных учреждениях" и "О поддержке малого и среднего предпринимательства". Процесс создания МИПа федеральным университетом существенно отличается от процедур, установленных для других образовательных учреждений.

Отмечая важность и актуальность повышения эффективности деятельности автономных учреждений, особенно в сфере образования, науки и здравоохранении, заслушав доклады, выступления и с учетом состоявшего обсуждения, участники "круглого стола" рекомендуют:

Министерству образования и науки Российской Федерации:

  1. Создать рабочую группу для подготовки предложений по внесению изменений в ч. 8 ст. 27 Федерального закона от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", в части включения статуса автономных учреждений, а также в п. 5ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. №174-ФЗ "Об автономных учреждениях" для упрощения порядка создания малых инновационных предприятий автономными образовательными учреждениями; в Постановление Правительства РФ от 12 августа 2011 г. №677 "Об утверждении Правил заключения договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (в том числе созданных государственными академиями наук) или муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования, государственных научных учреждений (в том числе созданных государственными академиями наук)" в части значительного снижения размера арендной платы (изменение пункта 18: установить размер арендной платы: первый год аренды – 10%, второй – 20%, третий – 30%, четвертый год и далее – 100 % от рыночной стоимости аренды) для эффективного развития малых инновационных предприятий, созданных с участием федеральных учреждений. При этом рекомендуется учесть опыт Республики Саха (Якутия) и Северо-Восточного федерального университета в части обеспечения инвестиционной привлекательности малых инновационных предприятий региона.

  2. Активизировать работу по созданию благоприятных условий для развития автономных учреждений, формирования стимулов получения ими доходов от наукоемкой деятельности и использования этих доходов во внебюджетных источниках учреждений.

  3. Усовершенствовать методику и критерии отнесения государственных учреждений к автономным учреждениям, что в свою очередь позволит устранить расплывчатость критериев для разграничения типов государственных учреждений и устранит возможность органам власти самопроизвольно менять тип учреждений, руководствуясь только известными им субъективными соображениями.

  4. В целях эффективной реализации инновационного потенциала научно-образовательных учреждений, поддержки инновационно активных хозяйствующих субъектов, развития венчурного инвестирования, создания регионального рынка инноваций, рассмотреть вопрос подготовки предложений законодательного закрепления нового подтипа особых экономических зон технико-внедренческого типа – создаваемых на базе федеральных университетов, с проработкой особых требований к размещению и деятельности резидентов, статусу самой зоны и территории (земельные участки), на которой она располагается. Для реализации указанных предложений требуется внести определенные изменения и дополнения в Федеральный закон РФ от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в РФ".

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

  1. Обеспечить нормативно-правовую, организационную и экономическую поддержку автономным учреждениям, участвующим в формировании национальной инновационной системы и осуществляющим инновационную деятельность.

  2. Активизировать работу по взаимодействию с автономными образовательными учреждениями в части формирования заказов на выполнение работ и услуг, приобретению продукции автономных учреждений для нужд региональной инновационной системы, социально-экономического развития региона.

  3. Разработать и реализовать программу повышения квалификации сотрудников подведомственных субъекту РФ учреждений по вопросам реорганизации государственных учреждений в автономные.

  4. Рассмотреть возможность государственной поддержки на региональном уровне деятельности малых инновационных предприятий, включая финансовую поддержку на начальных этапах развития, а также формирование льготного, муниципального или регионального заказа на производимую ими продукцию в течение первых двух-трех лет работы малого инновационного предприятия.

Автономным учреждениям:

  1. Активизировать работу по развитию сетевого взаимодействия между автономными учреждениями, обмену опытом между ними, формированию совместных проектов в области развития инновационной инфраструктуры.

  2. Провести повышение квалификации сотрудников автономных учреждений по вопросам развития инновационного предпринимательства, совершенствованию механизмов создания малых инновационных предприятий и оптимизации их деятельности в интересах социально-экономического развития территорий.

  3. Принять во внимание положительный опыт Северо-Восточного федерального университета по организации инновационной инфраструктуры на основе принципов стратегического планирования.


Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям
А.В.Чепа

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024