О партии
Идеология
Лица
Деятельность
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Илья Пономарев о сокращенной рабочей неделе для работающих матерей

18 сентября 2012

 см. также ↓

18 сентября в Госдуме рассмотрели проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 92 и 94 Трудового кодекса Российской Федерации", предусматривающего установление сокращенного рабочего дня или сокращенной рабочей недели для работающих матерей с детьми в возрасте до трех лет. Законопроект представил депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Илья Пономарев:

– Здравствуйте, дорогие коллеги! Данный законопроект мог бы показаться простым и достаточно проходным, если бы не одно обстоятельство. Мы сегодня рассматриваем первый в нашей истории, в истории российского парламентаризма законопроект, который выдвинут самими гражданами. Вы знаете про идею, которую выдвигал, в том числе Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в ходе своей избирательной кампании. Идею о том, что когда набирается 100 тысяч подписей под той или иной законодательной инициативой, она должна выноситься на рассмотрение Парламента. Эта идея родилась примерно полтора года назад и впервые использовалась нашей Партией в ходе избирательной кампании. В частности, этот законопроект, законопроект о введении сокращенного рабочего дня для матерей, имеющих детей до трех лет, немного более 10 тысяч подписей в одной отдельно взятой Новосибирской области в ходе нашей избирательной кампании. И, соответственно, я как депутат Государственной Думы брал на себя обязательство внести этот законопроект на рассмотрение Государственной Думы.

Надо сказать, что при том, что этот вопрос достаточно, вроде, как локален и не носит каких-то глобальных политических характеров – это не запреты митингов и не какие-либо другие громкие политические инициативы – тем не менее, это проблема, которая волнует очень большое количество вполне конкретных граждан. Проблема простая. На данный момент в законодательстве существует норма, которая позволяет в ходе заключения коллективного договора устанавливать сокращенный рабочий день для отдельных категорий работников, которые имеют на это право, в частности, для тех же самых матерей, имеющих на иждивении маленьких детей и так далее. Но это коллективные договоры. И, как мы прекрасно понимаем, непосредственный ход этих переговоров очень часто носит бюрократический характер, часто носит формальный характер. И очень часто возникает ситуация, когда отдельные люди занимают одну позицию, трудовой коллектив занимает позицию другую. Либо трудовой коллектив не имеет достаточно хорошо сложившихся механизмов представления своих коллективных интересов и тем самым не может заключить соответствующее соглашение.

Когда мы обсуждали эту инициативу, мы обнаружили, что есть разные точки зрения. В частности, на заседании трехсторонней комиссии, на которой обсуждался этот законопроект, мы видели разброс мнений. И представители, в частности, профсоюзов выступили за принятие этого законопроекта, Правительство выступило против принятия данного законопроекта. Более того, этот законопроект рассматривался на заседании комиссии Совета Федерации, и она также поддержала концепцию данного законопроекта. То есть мы видим, что здесь целый ряд вполне системных элементов нашего государства концепцию этого законопроекта поддерживал. Одним из главных соображений критиков, которые высказывались на Комитете по труду и социальной политике, когда шла дискуссия, а она была достаточно жаркой, мы около часа, наверное, дебатировали относительно этого законопроекта, это то, что матери получат снижение своей конкурентоспособности при найме на работу.

Но это, на самом деле, такой достаточно стандартный аргумент, который выдвигается многими оппонентами, когда любые льготы и привилегии отдельным категориям работников, они всегда говорят: тогда эти категории работников станут неконкурентоспособными по отношению ко всем остальным. Но, на самом деле, этот аргумент не имеет отношения к реальности, потому что в данном случае мы говорим про право работника, а не про обязанность это делать. Мы говорим о том, что мамочка, у которой есть маленький ребенок, имеет возможность договориться со своим работодателем и не терять при этом в заработной плате, для того чтобы она могла с утра отвести ребенка в детский сад, а вечером забрать из детского сада. Поэтому вызвана вот эта цифра – "пять часов – рабочий день", для того чтобы добавить небольшое количество времени до начала рабочего дня, точнее, в начале рабочего дня, и небольшое количество рабочего времени в конце этого самого рабочего дня. Никто в данном случае не делает никаких обязательств. Мы на самом деле просто создаем инструмент, мы создаем механизм, которым человек может пользоваться, а может и не пользоваться. Но в том случае если человек решит воспользоваться, то в таком случае работодатель не будет ничего нарушать. Он не будет нарушать Трудовой кодекс, не будет никаких негативных налоговых и иных последствий. В этой ситуации этот законопроект, безусловно, не ухудшает положение этой категории работников, а, наоборот, дает возможность нормально реализовывать свои человеческие права.

Мы сейчас вообще много говорим о решении демографических проблем. И мы прекрасно понимаем, что это – один из самых серьезных вопросов. Это вопрос как раз с детским садом, это вопрос, с кем будут дети, когда родители находятся на работе и так далее. Поэтому, мне кажется, принятие этого законопроекта является крайне важным. Еще одно соображение, которое высказывалось в ходе обсуждения законопроекта, и на самом деле, как это ни забавно звучит, именно оно легло в основу заключения Правительства, о том, что этот законопроект дискредитирует отцов по сравнению с матерями. Я считаю, что это на самом деле действительно является недостатком данного законопроекта. Мы не подумали, когда выдвигали этот законопроект. Необходимо, конечно, расширить категорию и сказать: в принципе родители, у которых на иждивении находится ребенок. Это может быть мать, это может быть отец (в зависимости от того, как устроена данная конкретная семья). Но, мне кажется, что этот недостаток достаточно легко исправить во втором чтении. Он не относится к фундаментальной концепции данного законопроекта.

Резюмируя, я бы хотел сказать, что, мне кажется, такие законопроекты являются очень хорошим поводом консолидировать общество, которое сейчас содрогается вот этими самыми противоречиями межпартийными, конфликтами, поисками ведьм и так далее, и прислушаться к тому, что хотят простые люди. Это законопроект, который не выдвинут ни одной из политических партий. Это законопроект, который инициирован не депутатами, это законопроект, который инициирован самими гражданами. И я призываю вас вот этот первый пробный камень, когда граждане пробуют: а что, могут ли услышать депутаты голос снизу, тем самым реализовать и проголосовать за этот законопроект? Спасибо.

Центральный Аппарат партии
Телефон: (495) 787-85-15
Факс: (495) 959-35-86
Пресс-служба
партии
Раб. тел.: +7 (495) 783-98-03
Моб. тел.: +7 (916) 249-49-47
(только для СМИ)
Общественная приемная
фракции "СР" в Госдуме
Конт. тел: (495) 629-61-01
Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2019