О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Оксана Дмитриева: "Единая Россия" узаконивает уход от налогов и вывоз активов

08 июня 2012

 см. также ↓

Депутаты фракции "Единая Россия" провели поправку к законопроекту №500686-5 "О внесении изменений в статьи 76 и 86 части первой Налогового кодекса Российской Федерации". Эту новость прокомментировала заместитель Руководителя фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", Первый заместитель председателя Комитета ГД по бюджету и налогам Оксана Дмитриева:

– В данный закон внесена поправка, не имеющая ничего общего с его первоначальной концепцией об электронном документообороте, а направленная на освобождение от налогообложения доходов по облигациям, выпущенным дочерними компаниями российских инвестиционных банков и крупных корпораций, зарегистрированных в иностранных государствах. Судя по ожесточению, с каким представители "Единой России" боролись с нами и с Правительством по этой поправке, цена вопроса велика: судя по заявлению Председателя Комитета по бюджету Макарова, – от 600 млн. до 1 миллиарда долларов.

В чем суть вопроса? Существует довольно распространенная схема размещения внешних заимствований для банков и корпораций не непосредственно, а через специальные юридические лица SPV (Special Purpose Vehicle) Таким способом, во-первых, займы не подпадают под контроль ЦБ и не отражаются в его отчетности. Во-вторых, такая схема дает хорошие возможности выведения активов в форме залогов. И, наконец, в-третьих, такая схема позволяет уйти от налогообложения. Вот как она действует. Российские банки создают на территории иностранных государств, с которыми Российская Федерация заключила договор об избежании двойного налогообложения, дочерние организации – специальные юридические лица или SPV. SPV выпускает облигации, которые размещает иностранным инвесторам. Полученный при этом доход SPV переводит в российский банк в виде депозита, процентная ставка по которому равна ставке процента по облигациям.

К предусмотренному сроку банк выплачивает SPV доход в виде процентов, начисленных за размещение депозита. Этот доход SPV перечисляет владельцам облигаций.

Смысл всей схемы в том, что, поскольку SPV находится в государстве, с которым у Российской Федерации заключен договор об избежании двойного налогообложения, банк не обязан удерживать налог по процентам по вкладам в России, а перечисляет SPV всю сумму процентного дохода. Хотя в налоговом кодексе в статье 309 было достаточно четко сказано, что процентный доход по облигациям в пользу иностранных организаций облагается у источника выплат, то есть в Российской Федерации, исключение было сделано только для государственных и муниципальных ценных бумаг, которые облагаются по ставке "0". Уход от налога был построен на том, что банки выплачивали SPV процентный доход на вклад, а не на облигации. До недавнего времени эта схема работала.

Министерство финансов справедливо усмотрело в подобной схеме признаки уклонения от уплаты налогов, на что указало в письме №03-08-13/1 от 30 декабря 2011 года. Если прав Минфин, а он на этот раз был прав, то подлежали налогообложению все доходы, выплаченные в пользу иностранных организаций через SPV за все время действия этой схемы. Естественно, пользователем этих схем это не понравилось, и они нашли поддержку у депутатов от "Единой России" из Комитета по бюджету. Для того чтобы дезавуировать письмо Минфина, депутаты внесли поправку в Налоговый кодекс, используя для этих целей совсем другой закон, и решили сделать уход от налогов по этой схеме, а заодно и по другим схемам в пользу иностранных организаций, законной. При этом существовавшая до письма Минфина налоговая дырочка была расширена и превратилась в дырищу.

Из этого обстоятельства можно сделать несколько выводов: политические и экономические. Первый, политический: "Единая Россия" готова идти против Правительства, защищая интересы различных схем ухода от налогов крупных собственников, стимулируя неконтролируемый рост внешних займов и вывод залоговых активов. Во-вторых, представители "Единой России" становятся чрезвычайно агрессивны, когда их удается схватить за руку и поймать с поличным в процессе этой работы. В-третьих, к сожалению, из-за сложности схемы не все представители оппозиции способны в этом вопросе разобраться, консолидироваться и принять правильное решение. Поэтому этот закон не поддержали, и выступала против только СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ.

Выводы экономические:

Во-первых, вместо снижения налогового пресса для всех, прежде всего, малых, инновационных предприятий и обрабатывающей промышленности (все законы в этой области отклоняются из года в год) "Единая Россия" так же из года в год принимает решения о снижении налогообложения через различные схемы ухода от налогов.

Во-вторых, принятая поправка льготирует осуществление внешних заимствований на специально созданные в иностранной юрисдикции юридические лица вне контроля Центрального банка. В результате фактический внешний корпоративный долг, который уже сейчас превышает золотовалютные резервы страны, оказывается еще больше. Как заявил вчера в своем выступлении председатель комитета по бюджету и налогам Макаров, подобная схема займов была использована на 112 млрд. долларов.

В-третьих, подобная схема предполагает в качестве обеспечения вывод активов, что также чрезвычайно опасно.

К сожалению, сложность законодательства в этой области не сделало эти вопросы предметом широкого общественного обсуждения. В заключение хотелось бы сказать, что схемы вывода активов и ухода от налогов не так примитивны, как представляются. В нашей стране плохо с технологическими инновациями, а с инновациями в области жульничества и воровства все в порядке.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International