О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

В Госдуме обсудили проблемы банковского сектора

16 мая 2012

 см. также ↓

16 мая в Госдуме заслушали доклад Председателя Центрального банка Российской Федерации Сергея Игнатьева. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" вопросы задали Михаил Емельянов, Андрей Крутов и Олег Нилов. Также от фракции "СР" выступил Анатолий Аксаков.

Михаил Емельянов:

– Уважаемый Сергей Михайлович! В связи с вступлением в ВТО не предполагается ли изменение политики Центрального банка, и прежде всего, в отношении курса рубля? Некоторое ослабление рубля, во-первых, может помочь демпфировать некоторые негативные последствия вступления в ВТО для нашей промышленности и повысить её конкурентоспособность в это непростое время. И, во-вторых, действует объективный фактор в отношении ослабления рубля, такой как отток капитала и другие факторы. Само вступление в ВТО, увеличение импорта, в конечном счёте, может привести к ухудшению сальдо платёжного баланса. Не считаете ли вы, что необходимо плавно ослаблять рубль? Если это не делать, что через некоторое время он может просто обвалиться?

Сергей Игнатьев:

– Я не считаю, что нужно плавно ослаблять рубль, потому что плавное ослабление рубля может привести к росту инфляции. Это не соответствует нашей основной цели – денежно-кредитной политики. Постепенное снижение инфляции в этом году до 5-6 процентов, в будущем году – до 4,5-5,5 процента и так далее процентов. Пока инфляция будет высокая, она будет, к сожалению, нестабильной. Если она будет высокой и нестабильной, будут высокие процентные ставки. От экономического закона мы никуда не денемся. Поэтому специально ослаблять рубль для того, чтобы поддержать кого-то там, экспортёров либо российскую промышленность, мы не будем.

В то же время мы продолжим курс на дальнейшее повышение гибкости рубля в рамках того механизма, который мы сейчас применяем. То есть мы будем продолжать расширять наш плавающий валютный коридор. Будем повышать подвижность этого коридора с целью, чтобы в какой-то обозримой перспективе перейти к режиму так называемого инфляционного таргетирования. То есть когда практически единственной целью Центрального банка в области денежно-кредитной политики будет поддержание низкого уровня инфляции. Это нужно для реального сектора, потому что это низкие процентные ставки и так далее. Я думаю, что за последние три года, пока мы используем этот механизм плавающего валютного коридора, мы уже прошли большую часть пути к инфляционному таргетированию. В принципе, у нас уже получается. В прошлом году мы ставили цель: снизить инфляцию до интервала от 6 до 7 процентов, фактически 6,1. Год назад, в 2010 году, у нас была цель поставлена в официальном документе: 9-10 процентов, получилось 8,8. В общем-то, близко. В этом году мы намерены обеспечить снижение инфляции до уровня между 5 и 6 процентами.

Андрей Крутов:

– Уважаемый Сергей Михайлович, новое положение о порядке ведения кассовых операций создаёт значительные сложности четырём миллионам индивидуальных предпринимателей. Во-первых, теперь индивидуальные предприниматели должны тратить время и деньги на оформление кассовых документов. Во-вторых, теперь все предприниматели обязаны иметь счёт в банке и хранить деньги там. Это также увеличивает их расходы. В-третьих, теперь индивидуальных предпринимателей можно штрафовать на 5 тысяч рублей за нарушение порядка ведения кассовых операций. Короче говоря, малых предпринимателей в очередной раз обложили со всех сторон. В этой связи вопрос. Готов ли Центральный банк скорректировать вышеуказанное положение в интересах малого бизнеса?

Сергей Игнатьев:

– Это положение я готовил сам вместе со своими коллегами, и мне показалось, что оно намного либеральней, чем тот порядок, который действовал до тех пор. Там, во всяком случае, банки не считают лимит кассы, не проверяют предприятия, их кассовую дисциплину и так далее. Но если есть вопросы-претензии, я слышал уже о них, но внимательно ещё не разбирался, я готов посмотреть вместе со своими коллегами по Центральному банку. Но для меня это, вообще говоря, неожиданность. Потому что я считал, что там порядок весьма и весьма либеральный. Там же само предприятие, либо индивидуальный предприниматель, рассчитывает лимит касс. И практически этот лимит кассы банком не контролируется. Хорошо, обратитесь ко мне, мы внимательно это всё посмотрим.

Олег Нилов:

– Сергей Михайлович, если можно, вернёмся к утекшим за рубеж миллиардам. Подскажите, пожалуйста, вы сказали о частных деньгах, о деньгах частных банков. Из этих российских резервных миллиардов сколько и куда, и под какой процент, и в какие ценные бумаги были вложены деньги? Если у вас есть вот эта информация, предоставьте её, пожалуйста. И не считаете ли вы, что вот в то время, когда в Европе кризис, в Америке тоже не всё в порядке, в то время, когда российские фермеры не получают возможности нормально кредитоваться, может быть всё-таки этот вопрос решать не вашим решением, не решением Правительства, а законом? Чтобы здесь депутаты проголосовали: сколько миллиардов, под какой процент и в какую компанию нужно отправить, в Америку или на Запад?

Сергей Игнатьев:

– Мы действуем точно в соответствии с законом, размещая свои золотовалютные резервы. У меня насчёт этого нет никаких сомнений. Что касается того, куда мы размещаем. Я вчера направил в Госдуму отчёт Центрального банка годовой за 2011 год. Там, на мой взгляд, очень подробная информация о размещении наших золотовалютных резервов. Но в двух словах, мы размещаем в основном в государственные ценные бумаги ведущих западных держав, это США, Германия, Франция, Великобритания и так далее. Это часть наших золотовалютных резервов, примерно 9 процентов, находится в форме золота в наших хранилищах, это примерно 900 тонн. В последние годы это количество возросло. Мы покупали довольно-таки активно золото на внутреннем рынке. О дальнейших намерениях я не имею права ничего сказать, но это нормально.

Выступление Анатолия Аксакова:

– Прежде всего, я хотел бы поблагодарить Сергея Михайловича за очень профессиональную и мудрую позицию по поводу действия малых и средних банков. Действительно, наличие их в стране должно определяться рыночными законами, законами конкуренции, а не всевозможными административными шагами, которые лоббируются крупнейшими финансовыми институтами страны. Как вы знаете, совсем недавно Президент страны объявил широкомасштабные задачи, которые предстоит решить нашей экономике. И эти задачи не решить без активного кредитования со стороны банка. Доля кредитных организаций в инвестициях в основной капитал на сегодня составляет менее 10-ти процентов. Естественно, с такой долей решать широкомасштабные задачи модернизации экономики практически невозможно. То есть в том числе перед Центральным банком стоит задача активизации кредитования и экономики. Но при этом активизация не должна сопровождаться формированием мыльных пузырей.

Сергей Михайлович говорил об относительно высоком кредитовании в начале текущего года. И это кредитование, к сожалению, сопровождается снижением требования к заёмщикам. И в абсолютном значении объём просроченной задолженности увеличивается. Это такой тревожный сигнал, который говорит о том, что надо не только заставлять активно кредитовать, но надо ещё и делать так, чтобы снижались риски этого кредитования. Здесь, на мой взгляд, Центральный банк мог бы сыграть свою роль. Например, помогая кредитным организациям по стандартизации кредитных продуктов. Центральный банк лучше разбирается в ситуации в этой сфере, чем, например, Минфин. И мог бы не устраняться от подготовки законодательных актов, например, по залогу движимого имущества, оборудования, станков, тракторов, машин.

Мы уже несколько лет по регистрации залога обсуждаем эту тему, закон не принимается. Минфин ничего не предлагает. То, что предлагается депутатами, отвергается. Центральный банк более профессиональный, на мой взгляд, в этих вопросах. И он недавно создал Департамент финансовой стабильности. Я считаю, что в рамках этого департамента необходимо иметь и подразделение, которое отвечает за устойчивость банковской системы. Тем более законом определено, что ЦБ отвечает за устойчивость банковской системы. И вот этот департамент должен инициировать законодательные акты. Тем более опыт есть. Закон "О национальной платёжной системе" фактически готовили представители ЦБ. То же самое по регистрации залога транспортных средств, по синдицированному кредитованию, по проектному финансированию. Если эти законы будут приняты, риски кредитования резко снизятся. И кредитование реального сектора обязательно активизируется.

Что касается ресурсной базы. Ресурсы стали дорогие, в том числе и за рубежом. Николай Васильевич Коломейцев говорил о зависимости от внешних рынков. Сейчас уже долг 590 миллиардов долларов. Если там качнётся, то это будет серьёзное потрясение для нашего внутреннего рынка. Очевидно, надо замещать внешние источники рефинансирования, фондирования банков внутренними. Хотим этого или не хотим, мы должны подключать ресурсы Центрального банка на это, увеличивать сроки рефинансирования, расширять перечень активов, которые принимаются в обеспечение Центральным банком. При этом активы надо готовить, в том числе помогая банкам формировать хорошие активы, помогать проводить хорошие бизнес-модели, готовить стандарты сертифицированного кредитования, потребительского кредитования, стандарты проектного финансирования, как раз имея тот большой опыт, который накоплен за всю историю работы. Ну, и снижение издержек кредитных организаций напрямую зависит от деятельности Центрального банка.

Здесь говорили о кассовой дисциплине. Не дело коммерческих банков контролировать кассовую дисциплину предпринимателей. Если уж это и необходимо делать, то пусть делает государство и несёт соответствующие затраты. Приняли абсолютно правильное решение, мы его поддерживаем. Но при этом надо идти дальше, переходить на хранение документов в электронной форме, переходить на документооборот в электронной форме, тем более что сейчас технические средства это позволяют.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024