О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Олег Шеин о ратификации Россией международных конвенций по защите прав наемных работников

18 июня 2010

 см. также ↓

Госдума ратифицировала Конвенции о содействии коллективным переговорам (№154), о защите прав представителей работников на предприятии и предоставляемых им возможностях (№135) и об оплачиваемых отпусках (№132). От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступил Олег Шеин:

– Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", бесспорно, будет поддерживать ратификацию данных конвенций. Более того, хочу отметить, что несколько дней назад нами совместно со всеми реальными свободными профсоюзами создана единая рабочая комиссия по разрешению социально-трудовых задач. Я имею в виду и Конфедерацию труда России, и Федерацию профсоюзов России, и авиадиспетчеров, и свой родной профессиональный союз "Защита", и моряков, и докеров, и ряд других профсоюзных ассоциаций, реально объединяющих реальные профсоюзные организации страны.

Бесспорно, данные конвенции позволяют отчасти самортизировать негативные последствия, вызванные совершенно политическими решениями Конституционного Суда. Именно политическими решениями, ибо достаточно посмотреть публикацию господина Зорькина в декабрьском номере "Российской газеты", чтобы понять: сегодня руководство Конституционного Суда рассматривает свои задачи, свой долг перед страной через политическую призму, через призму недопущения свободомыслия в стране, через призму того, чтобы сдержать реформационные перемены, о чем Зорькин напрямую пишет в публикации в "Российской газете", то есть, видимо, дух оберпрокурора Священного синода господина Победоносцева, он ожил после вселения в здание Победоносцевым занимаемое российским Конституционным Судом.

Теперь по сути. Очевидно, что необходимо существенно трансформировать трудовое законодательство. Сегодня оно не отвечает тем задачам ведения переговорного процесса, которые стоят перед законодательством Российской Федерации. Мы "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" считает необходимым достаточно быстро принять корректировку 374-й статьи Трудового кодекса РФ, поскольку ратификация Конвенции № 135 не позволит в полной мере смягчить решение Конституционного Суда. 135-я Конвенция носит достаточно общий характер. Мы считаем нужным ввести норму в Трудовом кодексе о том, чтобы в случае возникновения спора об увольнении профсоюзного активиста этот спор бы рассматривался в суде, и только после судебного вердикта решение увольнять или не увольнять, вступало бы в законную силу.

Сейчас картина диаметрально противоположная. Буквально сегодня получил очередное письмо, уволен активист нашего профсоюза "Защита". Когда человека уволили 4 месяца назад, сразу после того, как работодатель узнал о создании профсоюзной организации. Человек восстановился по суду, приходит на работу, его увольняют на следующий день. Так вот, мы считаем нужным заблокировать подобного рода провокационные действия работодателей, и любые увольнения профсоюзных активистов, связанные с увольнениями по сокращению штатов, по так называемому "несоответствию занимаемой должности", по нарушениям дисциплинарного характера принимать только после судебного вердикта.

Кстати, в порядке ремарки хочу отметить. После повышения явки в Госдуме РФ у нас выступают одни и те же люди, а те, кто пришел вновь, не выступают, но создают достаточно активный фон в зале, поэтому я просил бы руководство Российского парламента вернуться к идее сокращения явки в Госдуме РФ. КПД парламента от этого не повышается, а возможность нормального диалога, напротив, у нас снижена.

Что касается изменений в трудовом законодательстве. Мы считаем нужным расширить понятие профессионального союза. Сегодня профсоюз – это структура, которая, как правило, это написано в законе о профсоюзах, статья 2, формируется по месту расположения юридического лица, либо предпринимателя без образования юридического лица. Но очевидно, что возрастает роль малого бизнеса, что есть надомники, есть сезонные рабочие, есть реализаторы, то есть люди, объединенные одной трудовой функцией. Я хочу обратить внимание на это Андрея Константиновича Исаева, который внимательно слушает меня, но при этом имеют перетекающего работодателя, перетекающего предпринимателя.

Лет 10 назад Минюст еще свободно принимал к регистрации профсоюзы сезонных рабочих, свободно принимал к регистрации профсоюзы реализаторов, уличных торговцев, которые работают на предпринимателей. Но в силу того, что костенеет общее российское законодательство, сегодня взгляд Минюста другой. Поэтому, мне кажется, разумно в этой части вернуться к изменению закона "О профсоюзах" с тем, чтобы люди имели возможность более маневренно, более гибко формировать профсоюзные организации.

У нас сегодня переговоры ведутся по законодательству только через призму заключения коллективного договора. Но вот мы все отлично понимаем, что идут какие-то трудовые конфликты, например, связанные с графиком сменности, связанные с условиями труда, связанные с режимом работы, связанные с охраной труда в отдельном цехе, в отдельном предприятии, в отдельном структурном подразделении среди отдельного контингента работников. Это не требует изменения в целом коллективного договора, его в целом менять нет никакой необходимости. Это не требует в целом втягивать в переговоры весь коллектив. Реально переговоры эти, если работники достаточно активно себя ведут, так или иначе, происходят. Реально эти переговоры ведут за собой заключение некого соглашения. Но это соглашение, оно носит сегодня характер вольный, то есть, в случае его нарушения ни работодатель, ни сторона работников, они особой ответственности за собой не несут.

Мы считаем необходимым, наряду с переговорами по заключению коллективных переговоров, вести ситуативные переговоры по разрешению отдельных конфликтов, которые возникают или споров в рамках предприятия, организации, учреждения, профессии соответствующей, группы работников. Причем это, естественно, лучше делать через профессиональные союзы, которые, естественно, являются объективным выразителем интересов работников.

Мы считаем нужным отказаться от той нормы, которая когда-то была введена в рамках сделки: Трудовой кодекс в обмен на монополию, по инициативе гражданина Шмакова. А именно, нормы, по которой право на переговоры имеют только профсоюзы, объединяющие более 50 процентов персонала.

Есть профсоюз, есть люди, есть у них необходимость, чтобы эти переговоры с работодателями, что работодатель был обязан в эти переговоры вступить. Мы не настаиваем на том, чтобы эти переговоры заключались в этом случае обязательно подписанием коллективного договора, но мы считаем необходимым, чтобы сам переговорный процесс обязательно был бы сформирован.

Сегодня Правительство РФ вынуждено страховать профсоюзную сторону и понятно, почему. Потому что профсоюзная сторона сама себя (я слово покультурнее сейчас найду), в общем, обрезала в собственных правах 10 лет назад, когда уменьшила свою возможность ведения переговоров в рамках Трудового кодекса.

И сегодня Правительство РФ, мы ценим этот подход от наших коллег из Минздравсоцразвития, пытается ввести обязательность тех отраслевых соглашений, профсоглашений, которые заключаются на национальном уровне на всех работодателей. Но мы считаем, что пытаться все это делать через нормы, через государственное регулирование невозможно и бесперспективно. Невозможно возводить крышу, когда нет стен и нет фундамента, и нет несущей конструкции. Поэтому мы считаем необходимым вернуть людям право на переговоры, которые они имели, обязательно с работодателем в эти переговоры вступать.

И последнее. Бесспорно, чтобы люди в такие переговоры могли вступать безбоязненно, не опасаясь, что их на следующий день уволят, накажут и лишат работы, нужно вводить гарантии для активистов профсоюзного движения. И в частности трансформировать 374-ю статью Трудового кодекса РФ с тем, чтобы любые дисциплинарные меры в отношении профсоюзных активистов могли бы реализовываться только после того, как дал отмашку и соответствующее позитивное решение суд.

И в этом нет нарушения Конституции, потому что Конституция находит возможным особые меры в защиту их профессиональных прав для адвокатов, особые меры для следователей, особые меры для представителей населения в парламенте Российской Федерации, в обеих его палатах. И мы считаем, что профсоюзные активисты ничуть не хуже, чем вышеперечисленные категории граждан Российской Федерации. Спасибо.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International