О партии
Идеология
Лица
Деятельность
О Партии
Предвыборная программа
(утверждена XI съездом партии)
Программа партии, рабочий вариант
(актуальность 28.05)
Программа партииРегиональные отделенияИстория партииУставСимволикаВступитьПартнерыСОУТОфициальное печатное издание партииКонтакты
Кто есть кто в партии
Председатель партииСопредседатель партии – Председатель Центрального совета партииСопредседатель партии – Председатель Палаты депутатов партииЦентральный совет партииСекретарь Бюро Президиума Центрального совета партии – Первый секретарь Президиума Центрального совета партииСекретарь Центрального советаРуководитель Центрального Аппарата партииСекретари Президиума Центрального советаБюро Президиума Центрального советаПрезидиум Центрального советаСовет Палаты депутатовЦентральная контрольно-ревизионная комиссияПочетные члены партии
Партийная библиотека
25 справедливых законовПолитический словарьКниги Сергея МироноваВся библиотека
Исполнительная власть и МСУ
Органы власти субъектов РФОрганы МСУ
Пресс-служба
АнонсыКонтакты

Федот Тумусов и Олег Шеин о повышении гарантий предоставления бесплатной медицинской помощи гражданам РФ

06 февраля 2020

 см. также ↓

6 февраля Государственная Дума отклонила проект федерального закона № 386-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения гарантий предоставления бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации, а также осуществления деятельности в сфере обязательного медицинского страхования государственными организациями". С докладом и заключительным словом выступил Федот Тумусов. Позицию фракции "СР" обозначил Олег Шеин.

Федот Тумусов:

– Уважаемый Иван Иванович (Мельников, Первый заместитель Председателя Государственной Думы – Прим. ред.), уважаемые депутаты Государственной Думы!

Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" предлагает вашему вниманию законопроект, в основе которого две новеллы. Первая – это, как видно из названия, повышение гарантий предоставления бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации. И вторая – вопрос совершенствования медицинских страховых организаций.

Законопроект внесен в октябре 2016 года, то есть почти три с половиной года назад. За это время много воды утекло, произошло много изменений в нашем законодательстве, у нас новое Правительство в Российской Федерации. И, тем не менее, актуальность данного вопроса никак не снижается. За это время, естественно, произошло много положительных изменений. Сегодня у нас есть национальный проект "Здравоохранение", есть национальный проект "Демография". Сейчас разрабатывается программа модернизации первичного звена здравоохранения. Это всё положительные факторы.

И, тем не менее, вчера Владимир Владимирович Путин на совещании с членами Правительства сказал о том, что мы собрали беспрецедентный объем средств, которых в ближайшее десятилетие не будет в нашей стране, и нам надо всем подключиться к тому, чтобы положительно решить те направления, которые взяты для развития нашей страны.

Но мы считаем, эта ситуация в здравоохранении за последнее время, за последние, например, шесть лет никак не улучшается, а наоборот ухудшилась. И об этом говорят упрямые факты. Вот, например, за последние шесть лет происходит прирост заболеваний населения и прирост в размере 1% на 1,4 млн заболевших каждый год увеличивается. На этом фоне обеспеченность врачами государственных муниципальных медицинских учреждений снижается. За шесть лет снизилась на 12%. И сегодня нам не хватает около 50 тыс. врачей.

И самая сложная ситуация складывается именно в первичном звене. У нас в соответствии с нормативами в полтора раза меньше врачей. И это только врачей. Мы не говорим о среднем медицинском персонале, там тоже есть цифры. И идёт снижение гарантированных государственных объёмов бесплатной медицинской помощи. Тоже факты. Число посещений амбулаторно-поликлинических учреждений за шесть лет снизилось на 12%, госпитализации – на 6%.

Мы считаем, что одна из главных причин – это хроническое недофинансирование здравоохранения. По оценкам некоторых экспертов – почти в два раза меньше мы финансируем из государства на душу населения. У нас сегодня новое Правительство Российской Федерации и, мы считаем, что есть два главных вопроса, которые они должны в ближайшее время срочно решить – ликвидация дефицита медицинских кадров путём создания единой для всей страны отраслевой системы оплаты труда и при этом реальное повышение заработной платы, не менее чем в полтора раза, медицинским работникам. Это потребует не менее 320 млрд руб. дополнительно к тому, что мы уже выделили.

Второе направление, главное, стратегическое – реализация программы так называемого "лекарственного страхования" или всеобщего лекарственного обеспечения. Потребует не меньше средств – около 300 млрд руб.

Актуальность нашего законопроекта заключается в том, что он нацелен на повышение гарантий оказания бесплатной медицинской помощи и совершенствование вопросов медицинского страхования.

В Конституции написано, что гарантировано бесплатное медицинское обслуживание, чего на практике не соблюдается. И вот для того, чтобы обеспечить эти гарантии, определённые в Конституции, в законопроекте мы записали новое определение понятия "обязательного медицинского страхования". Новые понятия базовой программы медицинской помощи.

Второе, – дополнительной программы обязательной медицинской помощи. По страховым компаниям, вы знаете позицию нашей фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", мы считаем, что это лишнее звено между Фондом страхования и медицинскими учреждениями, мы считаем, что фонды могли бы выполнять те функции, которые мы вменяем медицинским страховым компаниям.

Но, поскольку в разовом порядке это не удается убрать, мы предлагаем в данном законопроекте записать, что медицинские страховые компании должны иметь государственную форму собственности или хотя бы большая доля собственности должна быть государственной.

При одноканальном финансировании здравоохранения, которое сегодня применяется, у нас страдает собственно лечебный процесс. Мы знаем, что деньги, которые лечебные учреждения получают от Фонда медицинского страхования, они направляют, в первую очередь, на зарплату, на налоги и на жилищно-коммунальное хозяйство, и при этом собственно лечение, лекарства, питание финансируются в остаточном порядке. 

Поэтому мы вносим в законопроекте структуру этих платежей и в законопроекте написали о недопустимости отказа в оказании медицинской помощи.

Конечно, за 3,5 года много изменилось, но все те вопросы, которые возникают, – это предмет второго чтения. Поэтому мы и просим поддержать наш законопроект.

Спасибо.

Олег Шеин:

– Борис Давыдович (Менделевич, фракция "Единая Россия" – Прим. ред.), всё-таки чуть-чуть расшифруйте историю, связанную, как вы деликатно ее обрисовали, с вневедомственным контролем за отраслью и его эффективностью. Да, вневедомственный контроль – штука хорошая. Но означает ли всегда, что есть некое тождество между вневедомственным контролем самого государства через режимы Счётной палаты, контрольных органов и частным контролем за государственными деньгами.

Нам вот здесь коллеги из "Единой России" сказали о том, что в стране достигнут беспрецедентный уровень финансирования медицины.

Нет, ну конечно, если историю страны мерить только, начиная с 1991 года, то можно найти и не такие рекорды. Но все-таки история нашего Отечества имеет более глубокие корни. Поэтому, если мы посмотрим хотя бы чуть глубже, то мы увидим, что в Советском Союзе медицина финансировалась не в пример выше и в период золотого века СССР в 1975 году доля затрат на здравоохранение составляла 6,8% к национальной экономике, а сегодня мы говорим про 4%. То есть в Советском Союзе затраты на медицину были намного выше.

А, вообще, в современном мире мерят же не миллиардами долларов, евро или рублей, или юаней, или тугриков, а меряют именно соотношением затрат на то или иное направление, будь то оборона, здравоохранение, образование или инфраструктура, именно к той экономике, которую имеет страна. И в этом контексте такие сравнения крайне показательны. Самым ярким примером является средняя продолжительность жизни людей.

В царской России, где тоже были какие-то ведь и медицинские центры и какую-то систему здравоохранения пытались создавать, продолжительность жизни отставала от Франции, Швеции лет так на 10-12. В Советском Союзе этот разрыв сократили до 3-4 лет, не полностью, но сделали существенно меньше.

В современной России разрыв между продолжительностью жизни российского гражданина и европейца достиг тех же размеров, что было до революции 1917 года, то есть порядка 10-12 лет. Поэтому, где мы были 100 лет назад, там мы сегодня и оказались, и с тем подходом к расходам на здравоохранение к национальной экономике, которую сегодня мы демонстрируем, примерно то же самое и будет.

Расходы на медицину выше по отношению к экономике не только в странах ОЭСР, Евросоюза, во Франции 9%, в странах третьего мира: в Алжире порядка 5% к национальной экономике, в ЮАР – 4,5%, мы героически вышли на отметку в 4%, что ниже, чем в Южной Африке, включая чёрное население, не говоря уже о белом, что ниже, чем в Алжире, что ниже, чем в Восточной Европе, в Болгарии, в Польше, в Венгрии и так далее. Вот предмет национальной гордости возник в рамках сегодняшней дискуссии.

Кстати, происходящее имеет прямое влияние и на национальную экономику. Известная история, если корову много доить и мало кормить, то это ничем хорошим не закончится, но это же к людям относится.

Так вот, есть исследования, по которым жадность российских корпораций, которые не хотят платить налоги по эту сторону границы, сводится к тому, что российские работники уходят из жизни намного раньше.

Смертность в нашей стране, повторю, на 103-й позиции в мире из 200 стран, которые находятся на этой планете, и экономика ежегодно теряет порядка 12 трлн рублей. Я говорю уже не про гуманизм, не про отношение к людям, не про какие-то этические вещи. Даже если подходить к делу чисто с точки зрения прагматики и наживы, вот эта экономия на людях, она имеет на себе прямое отрицательное отношение к росту ВВП и к прочим показателям, которыми обычно жонглирует российское Правительство с этой трибуны вместе с правящей фракцией.

Следующая вещь. Почему так происходит? Вот нам говорят, основа всего – это страховая медицина. При этом, правда, 20 лет назад российских работников загнали совершенно в рабское положение, когда человек чем-то недоволен, его сразу можно спокойно выкинуть с работы, когда запрещены забастовки, когда резко ограничены в своих правах профессиональные союзы, и в итоге огромная часть российских работников вымыта в неофициальную занятость. И государство это никак не компенсирует из своего бюджета.

Возьмём фонд медицинского страхования на 2020 год. Доля тех вкладов, которые в фонд ОМС идут со стороны российских работников, составляет 1,3 трлн. При этом в стране проживет 146 миллионов, а людей работоспособного возраста, грубо говоря, порядка 76 млн, вычитая безработных. Казалось бы, если 1,3 трлн дают официально российские работники в фонд ОМС, то за неработающее население тоже должен прийти 1,3. Но приходит не 1,3 трлн, а приходит 700 млрд рублей, в два раза меньше. То есть государство вдвое недодаёт денег за неработающее население. А при этом надо иметь в виду, что по оценкам актуарного отдела Пенсионного фонда, а где Пенсионный фонд, там понято, медицинский, официально отчисления регулярно, ежемесячно в страховые фонды проводят не более, чем 45 млн человек. Потому что ещё миллионов так 30 выкинут либо целиком в чёрную занятость, либо в условия, когда человек официально получает этот гигантский минимальный размер оплаты труда – 12 тыс., остальное в теневую.

То есть, фактически затраты на здравоохранение в стране качественно недофинансируются. Да, население отчасти это недофинансирование оплачивает из своего кошелька. Но здесь же есть классовая разница. Человек, у кого заработная плата 20-25 тыс. рублей, не в состоянии платить в том числе и за здравоохранение. Люди погружаются в кредиты, и сумма кредитов достигла отметки уже почти в 17 трлн рублей. Но людям начинают активно отказывать в кредитах. Порядка 60% заёмщиков уже получают от банков отказы. И когда здесь нам говорят о том, что частично эти затраты люди компенсируют за счет собственных доходов, компенсирует верхушка, которая не хочет, конечно, стоять в этих очередях неделями, месяцами к профильным специалистам, и которая поэтому что-то делает за счет собственных доходов. Обычные люди не в состоянии это делать.

Огромное недофинансирование системы здравоохранения повлекло за собой дефицит кадров. Даже по оценкам Правительства Российской Федерации, а конкретно Голиковой, в прошлом году в стране 250 тыс. специалистов не хватало, 40 тысяч врачей и свыше 200 тыс. среднего и младшего медицинского персонала. И, кстати, очевидно ведь, что необходимо президентский указ о заработной плате относить и к младшему медицинскому персоналу, не только к врачам и среднему медперсоналу.

Очевидно, необходимо обратно возвращать медсестер из технических сотрудников, куда их всех загнали, обратно в категорию медсестер. Это требует качественно другого финансирования. Поэтому фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступает с очень простым законопроектом, раз российское государство не хочет и не может заставить бизнес легализовать занятость, обеспечивая тем самым полноценное насыщение Фонда ОМС, государство обязано профинансировать здравоохранение как действительно свое полноценное обязательство в полном объеме, исходя из того, что делалось в Союзе, делается в развитых странах мира, и делается за счет бюджета. И, разумеется, при этом надо отсекать частные фирмы от любых финансовых проводок между бюджетными деньгами и государственными поликлиниками и больницами. Это к теме частных медицинских страховых компаний, которых в отрасли быть не должно.

Поэтому предлагаемый законопроект – это позиция фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".

Заключительное слово Федота Тумусова:

– Уважаемые коллеги, я прежде всего хотел бы поблагодарить за заинтересованное и профессиональное обсуждение нашего законопроекта, и как бы парадоксально это ни звучало, правящая партия, конечно, будет по-своему голосовать, но данный законопроект свою роль в какой-то степени выполнил. Когда три с половиной года назад мы заострили внимание на проблемах здравоохранения, а сегодня проблема здравоохранения – это проблема номер один для страны, и пошли уже другие движения со стороны руководства страны, поэтому мы считаем, что актуальность данного законопроекта никак не исчезла, а те замечания и предложения, которые сегодня прозвучали, и у коллег есть, они могут быть во втором чтении отрегулированы.

Поэтому еще раз подчеркиваю, что предлагаю поддержать данный законопроект. Спасибо.

Центральный Аппарат партии
+7 (495) 787-85-15
Пресс-служба
партии
+7 (495) 783-98-03
Общественная приёмная
фракции в Госдуме
+7 (495) 629-61-01
Официальный сайт Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
Все материалы сайта spravedlivo.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International